На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
Татьяна Петровна Горохова,
заместитель директора по УВР
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида г. Новосибирска

Взаимодействие семьи и школы в социализации юного гражданина информационного общества

В современных условиях успешность любого человека невозможна без владения им информационными и коммуникационными технологиями. Особенно это актуально для людей с проблемами слуха, так как они испытывают значительные затруднения в речевой коммуникации и имеют ограниченные возможности доступа к информации.

Развитие новых технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и выработку у них умения адаптироваться в быстро изменяющемся информационном мире, является важнейшим направлением модернизации специальной школы. В то же время и семья заинтересована в эффективном формировании юного человека.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, и совершенно естественно, что школа находится в тесной связи с семьёй. Семья – часть общешкольного коллектива.

Итак, семья и школа – это важнейшие факторы, определяющие целостное формирование личности ребёнка. От их взаимодействия зависит успешность этого процесса. Взаимодействие предполагает взаимное влияние (положительное, отрицательное, нейтральное). Взаимодействие семьи и школы в формировании гражданина информационного общества организовано в нашей школе по пяти направлениям.

1. Первое направление – это постоянное информирование родителей о том, что делается в школе в области применения в образовательном процессе компьютера, интерактивной доски, электронных учебных материалов и т.д. Для этого проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей с использованием компьютера и интерактивной доски. Мы всегда приглашаем родителей на семинары и конференции, которые проводим в школе. Описываем этот процесс в школьной газете.

2. Второе направление – это осуществление обратной связи. Чтобы узнать мнение родителей о применении компьютерных технологий в образовательном процессе, педагоги проводят интервьюирование и анкетирование. Анкетирование в начале нашей работы, в марте 2004 года показало, что:

– почти половина родителей владеет навыками работы на компьютере;

– 34% используют его в профессиональной деятельности;

– 97% родителей одобряют использование компьютера на уроках;

– 62% родителей сообщили, что их дети не имеют возможности вне школы играть в логические игры или работать с обучающими материалами;

– 100% родителей подтвердили, что ребёнку нравятся уроки с компьютером;

– 97% хотели бы заниматься с ребёнком поиском дополнительной информации к уроку с помощью компьютера.

Таким образом в своей работе по применению ИТ мы с самого начала имели полную поддержку родителей учащихся.

На итоговом общешкольном родительском собрании в мае 2008 года было проведено анкетирование родителей. Получено 22 анкеты:

– 50% опрошенных родителей владеют навыками работы на компьютере и используют его в профессиональной деятельности;

– 95% одобряют, что на традиционных уроках в школе применяется компьютер;

– 70% отметили, что ребёнку нравятся уроки с использованием интерактивной доски;

– 65% хотели бы, чтобы информация о ребёнке сообщалась классным руководителем в форме мобильного дневника.

Таким образом, наша работа одобрена родителями и её следует продолжать и разнообразить, внедряя новые формы использования компьютера в различных аспектах школьной жизни.

Вот что по этому поводу говорит мама ученика 3А класса Ажермачева Светлана Константиновна.

3. Третье направление – это выполнение домашних заданий учащимися с использованием домашнего компьютера. В этом случае родители имеют возможность наблюдать за самостоятельным использованием компьютера их ребёнком или оказывать ему помощь. А также знакомиться с видами заданий. Дети, живущие в интернате, пользуются школьными компьютерами.

Чтобы выяснить целесообразность такого вида заданий, педагоги провели исследование о наличии компьютера и о доступе к сети Интернет у учащихся, живущих дома.

Мы получили данные, которые давали нам возможность использовать такой вид домашних заданий.

Наличие домашних компьютеров
и подключения к сети Интернет по группам классов

Классы

Всего человек

Наличие домашних компьютеров

Наличие подключения к сети Интернет

0-4 классы

70

28

6

5-9 классы

58

43

16

10-11 классы

15

11

5

Всего

143

82

27

В некоторых классах у всех детей есть домашний компьютер и доступ к сети Интернет.

Виды домашних заданий с использованием компьютера

Выполнить грамматические упражнения.

Напечатать черновик (изложения, сочинения, диалога).

Подобрать информацию и иллюстрации по теме урока.

Распечатать сочинение, изложение, диалог с использованием фотографий рисунков, графического дизайна.

Выполнить тесты.

4. Четвёртое направление – это участие родителей в подготовке и создании ученических проектов с использованием компьютера. Например, проект во 2 классе I вида «Милая, любимая, мамочка моя!».

5. Пятое направление – это широкое использование мобильной связи с родителями, в том числе и с неслышащими, и с учащимися. С помощью SMS-сообщений родителям передаётся информация об успехах ребёнка в школе и о событиях школьной жизни.

Таким же образом необходимая информация передаётся учащимся.

Мы планируем расширять направления взаимодействия с родителями в формировании человека информационного общества:

– использование Интернет-дневников для связи с родителями;

– подготовка совместных (родители-учащиеся) докладов, сообщений (возможно из истории семьи) и публичные выступления с ними;

– совместная (учащийся-родитель) подготовка презентаций к внеклассным мероприятиям в школе;

– проведение опросов и анкетирования с помощью школьного сайта, размещенного в сети Интернет и мобильной связи и т.д.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru