На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 15 июня 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
Лариса Владимировна Гницевич,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ гимназии № 9
Заельцовского района г. Новосибирска

Роль семьи в развитии информационной компетентности ребенка

Современные темпы технологических перемен обязывают мировое сообщество как можно точнее планировать стратегию образования. Это ставит перед различными типами образовательных учреждений России задачу подготовки зрелого молодого поколения, квалифицированных специалистов, способных активно включиться в качественно новый этап развития страны. То есть переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации.

Поиск средств реализации такого социального заказа вызывает необходимость выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности, что, в свою очередь, предполагает определение педагогических условий создания глобальной информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, оказывает влияние на перераспределение ролей между ее участниками.

В этой связи остро встает вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности, и именно поэтому значительное внимание сегодня уделяется формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников. В проекте нового стандарта общего среднего образования предполагается изучение этих технологий в курсе «Информатика», уже начиная со второго класса. Подобная практика раннего изучения информатики, даже с первого класса, достаточно широко представлена в различных учреждениях общего образования сегодня.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяется на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств (О.Б. Зайцева, 2002); новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л. Семёнов, 2000). На современном этапе ПК является самым оптимальным из всех технологических средств получения информации. Компьютер прочно завоевал свое место в учебно-воспитательных учреждениях, в общественных местах досуга и дома. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка.

main

Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи.

Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно. Именно поэтому в нашей гимназии вопроса необходимости применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе не возникает. Важным считается и то, что формирование информационной компетентности учащихся не ограничивается гимназическими уроками и выполнением «особых» домашних заданий: развитием информационной компетентности детей занимаются и родители. На заседаниях Родительского клуба и родительских собраниях решаются вопросы грамотного применения компьютера в домашних условиях, способах ограничения многочасового сидения за компьютерными играми детей дома и многих других. В прочном союзе педагоги и родители определяют стратегию жизни с этим кибернетическим другом.

Перечень положительных сторон использования ПК можно было бы продолжить. Но нельзя не остановиться и на тех моментах, которые настораживают и тревожат.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и ПК. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей ПК, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку компьютеры активно применяются не только в школе, то есть под надзором педагогов, но и в домашних условиях, когда отследить данный параметр для взрослых – трудно.

Для любого родителя понятно, что ежедневное многочасовое сидение возле экрана вредит не только физическому, но и психическому здоровью. Мелькание экрана очень увлекает, и здесь необходимо продумать ситуацию, которая бы развивала силу воли ребенка, учила бы правильному пользованию компьютером. Кричать, запрещать, злиться, продавать или выкидывать компьютер, ставить на него пароли – бесполезно. Ребенок все равно придумает свой, подвластный его разуму выход из положения.

461_ditja

Он может уйти к друзьям, пропадать в интернет-клубе или просто обойти ваши пароли – решения могут быть различными, а вот результат один для всех: ребенок замкнется в себе и никогда больше не станет для вас близким. Поэтому необходимо сделать несколько правильных выводов. Взрослые должны для себя решить, зачем в семье компьютер. Если это рабочий инструмент папы или мамы – это одно, если игрушка для всей семьи – другое, если повод для того, чтобы ребенок не бегал на улицу – третье и так далее. Дело в том, что именно от позиции взрослых зависит отношение детей к этому кибернетическому другу. Если папа работает за компьютером, он волей-неволей покажет ребенку, что компьютер – это не только игрушка, но и рабочий инструмент, а также средство получения информации. Если же компьютер куплен для просмотра фильмов и игр, тогда нельзя требовать от ребенка, чтобы он не повторял действия взрослых и не просиживал днями возле экрана. Ведь пример родителей всегда самый показательный. Но, пожалуй, самый худший вариант, когда взрослые специально покупают компьютер ребенку, чтобы малыш был занят делом и не мешал. Как показывает исследование Национального общества защиты детей от жестокого обращения, даже обычный получасовой просмотр детьми различных картинок в Интернете приводит к нарушению эмоционального состояния у трех из четырех ребят. Так что взрослые обязаны понимать, что компьютер в доме, где есть ребенок, требует особого контроля с их стороны.

book099-22

Когда маленькие дети начинают осваивать Интернет, остальные члены семьи должны быть для них примером. Ведь у детей этого возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенным умением читать и считать, любят делиться идеями. Они не только хотят вести себя хорошо, но и доверяют авторитетам и редко в них сомневаются. Дети могут быть очень способными в играх, выполнении команд на компьютере и работе с мышью. Однако они сильно зависят от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации или отправке электронной почты. Не стоит разрешать малышам пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями, электронной почтой, чатами или досками объявлений. Необходимо приучить детей сообщать взрослым, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Семи- и восьмилетние дети обладают сильным чувством семьи. Они только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности и обычно интересуются жизнью старших детей. Дети 7-8 лет доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят путешествовать по Интернету и играть в сетевые игры. Интернет – причастность к чему-то глобальному, обширные знакомства, анонимность, при которой можно создать себе любой образ, новую жизнь, новый облик и имя. А вот почему ребенок предпочитает компьютер живому общению, в том числе и с мамой и папой – вопрос к самим родителям, не так ли? Возможно, дети дома используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, посещать которые родители не разрешали. Приучить детей строго посещать те сайты, которые разрешили им взрослые – необходимое правило в семье. Держать компьютеры с подключением к Интернету следует в общей комнате. Возможно создание семейного электронного ящика вместо того, чтобы позволять детям иметь собственные адреса. Использование фильтров электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы поможет взрослым контролировать входящую информацию.

Как правило, подростки переживают период низкой самооценки, обращаются за поддержкой к друзьям и неохотно слушают родителей. Те, кто постарше, ищут свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость. В этом возрасте они уже полноценно общаются с окружающим миром, бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта. Родителям важно продолжать следить, как их дети используют Интернет. Чаще всего подростки скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Кроме того, они активно используют поисковые машины. Большинство посещают чаты, и многие общаются в приватном режиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых, а девочкам больше нравится общаться в чатах на разные темы.

То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она безграничный источник новых знаний. Но не редко бывает, что подростки пользуются Интернетом не для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, а общаются в чатах или играют в онлайновые игры. Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей. Интернет сделал это еще более трудной задачей.

Каждому родителю следует спросить себя, оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выяснить, сколько времени дети проводят в Интернете. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Но не стоит запрещать компьютер (для большинства детей он является важной частью их общественной жизни), вместо этого лучше установить внутрисемейные правила его использования. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок, запрет на сеть до выполнения домашней работы, ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Интернет предлагает колоссальные возможности для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов. Это, в частности, относится к детям, которые склонны думать: «Раз в Интернете, значит, правильно». У газет или журналов есть ответственные за выпуск номера, а Интернет не сможет сам проверить, насколько правдива размещенная информация. Информационно грамотный ребенок, подросток знает, что каждый может создать сайт, и никто ему не задаст никаких вопросов. Будет полезным научить детей использовать широкий круг источников и проверять все, что они видят в сети.

Все родители должны четко понимать, что в жизни ребенка компьютер должен стоять наравне с книгами и прогулками. Не стоит откладывать чтение и игры с ребенком, чтобы виртуальная жизнь не заменила ему человеческое общение. Многие родители опасаются, что компьютер изолирует их ребенка от общения со сверстниками и взрослыми. Нет. Если это и случится, то вина полностью ложится на родителей, не сумевших задать четкие временные границы взаимодействия ребенка с техникой. Напротив, между детьми компьютер подчас выполняет задачу коммуникации, например, когда идет активное обсуждение популярных игр.

В наше время уберечь малыша от цифровых технологий просто невозможно. Да и не нужно, ведь будущее за компьютером. Но при этом нельзя забывать, что по ряду психологических особенностей ребенок сверхчувствителен и подвержен влиянию любого медианосителя. Это касается и телевидения, и сотовых телефонов, и, особенно, компьютеров. На их счету нарушения осанки, ослабление зрения, бессонница, головные боли, эмоциональное перенапряжение, вредное излучение, эмоциональная зависимость, проблема с суставами рук и многое другое.

Самое очевидное препятствие на пути к решению вопроса – сами дети. Никто из них не способен добровольно расстаться с умной игрушкой. Родители запрещают, уговаривают, плачут, ругаются, изводят себя и ребенка, но это ни к чему не приводит.

Опрос современных гимназистов привел к выводу – компьютерной проблемы не существует!! Существуют только два лагеря: взрослые, которые, радея за здоровье потомства, одновременно болезненно оберегают свой авторитет, и их дети, которые ищут и находят в компьютере то, чего им не хватает в реальной жизни. Подавление не приводит ни к чему хорошему, лишение карманных денег подтолкнет к поиску «альтернативного» источника финансирования, родительский бойкот, по сути своей, обычное попустительство. Значит, пресловутая «компьютерная проблема» – лишь проблема взаимоотношений.

Ориентируя родителей нашей гимназии на то, что в семье возможно формирование и развитие информационной компетентности, педагоги стараются донести до родителей основную мысль: воспитание детей лучше всего начинать с себя. На это есть психологическое «правило 3 П»: постепенно, постоянно, последовательно. Постепенно, постоянно, последовательно возвращать ребенка в реальную жизнь, показывать ее краски и радости; учить «сражаться» и подстраиваться под обстоятельства и коллектив, показывать пример. Просто чаще общаться – не «по делу», а просто так, потому что приятно быть вместе. Постараться шагать рядом с ребенком по дороге жизни – и ему не нужно будет удирать в виртуальный мир.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru