На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
Ирина Николаевна Попова,
учитель физики МБОУ СОШ № 57
Дзержинского района г. Новосибирска

Использование метода проектов на уроках физики

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Одними из основных направлений модернизации общего образования являются:

– личностная ориентация содержания образования;

– деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

– формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

– введение профильного обучения на старшей ступени школы;

– обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и т.д.

Таким образом, изменились цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогики.

На современном этапе развития общества будущее учащихся потребует от них большого запаса знаний в области современных технологий. Уже сегодня 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые, жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

В 2006 году я прошла курсы Intel «Обучение для будущего», где познакомилась с педагогической технологией нового образования – проектной. Также в 2005 году в кабинете физики был установлен компьютер и мультимедийный проектор, в школе появился цифровой фотоаппарат. Это дало возможность более эффективно использовать полученные на курсах практические навыки, т.е. организовать работу учащихся над созданием учебных проектов.

Учебный проект – это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов. Использование проектной деятельности в моей работе можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Использование проектного метода способствует повышению качества обучения, использованию разных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Другими словами, проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учетом требований, предъявляемых государственным стандартом. Цель проектов: способствовать формированию системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения; получать и использовать информацию; заниматься планированием; развивать грамотность, графические, счетные навыки и др.

Метод проектов позволяет организовать учебный процесс, при котором учащиеся получают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Он основывается на концепции прагматической педагогики, провозглашающей «обучение посредством деления», где полагается, что истинным центром учебной работы должна быть активность (деятельность учащихся, выбираемая ими самими).

Универсальность метода заключается в том, что при составлении комплексно-проектных программ учитывается и систематическое усвоение знаний, и практическая деятельность по выполнению заданий проектов.

Методические приемы, используемые в проектной технологии, можно рассматривать и в совокупности со средствами и совместно с формами обучения (см. схему).

Неотъемлемой составляющей технологии является контроль как проверка соответствия образцу, идеалу. Как элемент технологии, контроль помогает проследить и выявить прочность, глубину, осознанность, системность знаний учащихся. Существует несколько видов контроля: констатирующий, текущий, итоговый (демонстрация презентации), экзамен (защита проекта). В процессе выполнения проекта периодически подводятся итоги промежуточных результатов, обязательно отмечаются положительные наработки, обговариваются негативные моменты.

Приемы контроля и его организации

В результате работы были созданы как персональные проекты, так и групповые. По комплексности все проекты были монопроектами, т.к. проводились в рамках только предмета физики, по характеру контактов между участниками – внутриклассными. С учетом классификации: исследовательский проект «Транспорт мегаполиса», информационные проекты «Ученые физики», «Исследование морских глубин», творческие проекты «Занимательные опыты по физике» и «Трение: за и против». Все проекты были краткосрочными. Уроки использовались для координации деятельности участников проектной группы, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществлялась во внеклассной деятельности и дома. Выходы проектной деятельности – презентации, газета в электронном и печатном виде, сценарий, кроссворд.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. В результате ребята осмысливают собственный опыт, выявляют причины успеха или неудачи, осознают собственные проблемы и осуществляют поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Конечно же, на данном этапе моей работе я не в совершенстве владею проектной методикой, но думаю, что «дорогу осилит идущий». Главное – мне интересно осваивать новое. А то, что ребятам нравится заниматься проектной деятельностью, показывает опрос, проведенный среди учащихся 7 «А» класса. Результаты опроса представлены в таблице.

Всего опрошено 25 учеников.

 

Вопросы анкеты Варианты ответов Количество учащихся, выбравших данный ответ
1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?

Да  

Нет  

Мне все равно

72 %

15 %

13 %

2. Почему тебе интересно заниматься проектом? Мне нравиться работать с компьютером
Мне интересно искать информацию из различных источников
Такая деятельность позволяет проявить мои индивидуальные способности
Мне нравится работать в группе с одноклассниками

59 %


54 %


39 %


76 %

3. Какой этап работы над проектом был для тебя наиболее интересным?

  Исследовательский  

Обработка собранного материала и подготовка выхода проекта  

Презентация

53 %

32 %

 

15 %

4. Как ты считаешь, повысилась ли твоя самооценка?

 Да  

Нет

72 %

28 %

5. Хотел(а) бы ты, чтобы и в следующем учебном году на уроках физики класс занимался проектами?

Да  

Нет  

Мне все равно

72 %

15 %

13 %


По итогам собеседования с проектными группами на вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся давали следующие ответы:

– «распределять правильно время»;

– «готовить презентацию»;

– «доделывать начатое до конца»;

– «достигать поставленной цели».

Литература

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Методическая библиотека. – М., АРКТИ, 2005.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru