На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас

Надежда Викторовна Свиридова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
заместитель директора музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области

Традиции участия родителей в жизнедеятельности детского музея

Любой музей, а особенно детский, являясь хранителем материальных и духовных традиций прошлого, должен в процессе своего существования вырабатывать собственные традиции – организационные и этические, познавательные и праздничные, эстетические и трудовые. Традиции помогают сплотить детский коллектив вокруг музея, организовать разностороннюю жизнедеятельность, обеспечить культурную преемственность поколений.

За годы работы детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков» сложилось множество добрых традиций, которые поддерживаются усилиями нескольких поколений воспитанников музея. Это и конференция «В мире тайн», и новогодний «Аукцион ненужных вещей», и творческие отчёты, и выездные выставки. Особенно много традиций связано с активной поисково-экспедиционной работой музея. В археологических и экспериментальных экспедициях сложились многие праздничные, трудовые и спортивно-оздоровительные традиции: вечерние концерты, праздник Посвящения в археологи, турниры лучников, конкурсы фитодизайна, рейтинг лучших дежурных и т.д.

Всё это дела, придуманные и подхваченные как самими воспитанниками музея, так и педагогом, но есть в нашем музее и такие традиции, поддержание которых зависит не только от педагога и детей, но и от третьей стороны – их родителей.

1. Традиция родительского сопровождения. В программе работы нашего музея большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям – экскурсионным поездкам, походам, образовательным путешествиям. Во время таких поездок родители воспитанников играют роль сопровождающих лиц – помощников руководителя, что, безусловно, полезно с точки зрения обеспечения безопасности в дороге. В то же время совместное с родителями посещение музеев полезно не только для педагога и детей, но и для расширения кругозора самих взрослых, ведь в музее они не остаются пассивными сопровождающими. Получая в музее путеводители для активизации восприятия, родители вместе с детьми выполняют задания по поиску экспонатов с заданными характеристиками, сравнивают музейные предметы по различным основаниям, разгадывают загадки и ребусы. Многие родители только благодаря нашим образовательным путешествиям открыли для себя известные музеи города и области. Совместные интеллектуальные и эстетические переживания очень важны для создания благоприятного семейного климата.

2. Традиции проведения экскурсий для родителей в музее «Мастерская предков». Воспитанники первого года обучения, усвоив основные правила и приёмы экскурсоводческой работы, самостоятельно готовят тексты, совместно с педагогом разрабатывают сценарий и приглашают в наш музей своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Такие экскурсии проходят живо, непринуждённо, в свободном диалоге. Воспитательный эффект такой традиции – обоюдный. Для ребят важно показать родителям всё, чему они научились, попробовать свои силы в экскурсионной работе перед знакомой, доброжелательно настроенной аудиторией. А родители в результате таких встреч проникаются уважением к увлечению своих детей, проявляют интерес к деятельности музея, рассказывают о нём своим друзьям и знакомым. Так, попутно, решается задача популяризации деятельности музея.

3. Традиция ежегодной открытой конференции «В мире тайн». Каждый ребёнок, проявивший желание выполнить исследовательскую работу, готовит своё первое выступление для конференции «В мире тайн». Эта конференция проводится в ДДТ «Кировский» с 1995 года по инициативе воспитанников музея, которые, прежде чем выйти на большую аудиторию статусных конференций, хотели выступить на своей, «домашней». Главными слушателями на этой конференции являются, конечно же, родители докладчиков. 3авершается путешествие «в мир тайн» всеобщим чаепитием с традиционными пирогами и обсуждением впечатлений. Так у дебютантов снимается страх публичных выступлений, и формируются навыки защиты своих учебно-исследовательских работ.

4. Родители, у которых сформировался устойчивый интерес к музейным занятиям своих детей, становятся продолжателями другой традиции – участия родителей в социально-значимых проектах музея. За 4 года на базе музея «Мастерская предков» было реализовано 5 социально-значимых проектов, поддержанных грантами мэрии, областной администрации, международных гуманитарных и экологических организаций. Первым опытом участия родителей в музейных акциях был Фестиваль-шоу «Древнейшие сибирские ремесла» (2003 г.). На открытых площадках парка «Бугринская роща» были развернуты мастерские музея – гончарная, ткацкая, оружейная. Родители помогали создавать портативный вариант музейного оборудования, монтировали выездную выставку, активно участвовали в работе мастерских.

Привлечение родителей к реализации социально-значимых проектов продолжилось и в 2004-2005 годах, когда активисты музея проводили экологические акции «Все в твоих руках!» и «Чистый берег». Родители помогли нам развернуть просветительскую работу среди туристов, отдыхавших на левобережье Новосибирского водохранилища, и организовали их на очистку территории археологических памятников от бытового мусора.

5. Наиболее высокий педагогический эффект даёт участие родителей в археологической экспедиции, поэтому есть смысл остановиться на более подробном анализе данной традиции.

Музейная экспедиция – это довольно продолжительное (от 15 до 25 суток) пребывание в условиях палаточного лагеря в составе научно-исследовательского отряда какого-либо учебного или академического института. Разновозрастный коллектив в ситуации замкнутого существования в экстремальных природных условиях становится на время экспедиции моделью большой патриархальной семьи: здесь всё иерархично, все подчиняются воле «главы» – руководителя и его заместителей.

Обязанности и права каждого члена экспедиции распределяются в соответствии с его возрастом и полом. Студенты и старшие школьники отвечают за организацию хозяйственно-ремонтных работ в лагере: они строят кухню, столовую, туалеты и умывальники, хозяйственные ямы, заготавливают дрова и питьевую воду, содержат в порядке инвентарь и т.д. Студентки и старшие школьницы берут на себя женские заботы: отвечают за продовольственные запасы, организацию питания, чистоту и порядок в лагере и на кухне и пр. Подростки оказывают посильную помощь старшим в их работах, сами участвуют в посменных дежурствах. Дежурные бригады включают в себя от 4 до 6 человек, это, как правило, старшая девушка с одной-двумя помощницами и старший парень с одним-двумя помощниками. Кроме дежурных, все ежедневно участвуют в работе на раскопках археологического памятника – младшие по 4 часа, средние – по 6 часов, старшие – по 8 часов в день. Вечерние часы обычно заполнены спортивными состязаниями, традиционными праздниками и «разговорными» или «песенными» посиделками у костра.

Такая размеренная, наполненная трудами и заботами, осмысленная жизнь для многих детей в новинку, им приходится преодолевать стереотипы городского существования. Гибкость детской психики и пример старших товарищей помогают сделать это преодоление безболезненным, ребёнок постепенно изменяется, взрослеет и становится неузнаваемым для своих родителей.

Приезд родителей в экспедицию обговаривается заранее, ещё в городе они знакомятся с основными требованиями: не привозить в экспедицию спиртного и не нарушать установленный режим труда и отдыха. Родителям выделяются гостевые палатки в специальной взрослой зоне палаточного лагеря, они наравне со всеми становятся временными членами отряда с вытекающими из этого правами и обязанностями. Пребывание родителей в экспедиции редко бывает кратковременным, обычно от 2-3 дней до недели.

За это время родители успевают органично войти в большую экспедиционную семью и занять в ней определённую нишу. Одни отцы с удовольствием рыбачат и снабжают отряд свежей рыбой, учат старших ребят устраивать коптильни; другие – берут на себя строительные или лесозаготовительные обязанности. Мамы, первоначально заявлявшие, что они «приехали на природу отдохнуть от кухни», не выдерживают, и начинают баловать отряд своими особенными фирменными рецептами. Во время работы на памятнике ребята со знанием дела обучают родителей методике раскопок, а после работы все вместе играют в подвижные спортивные игры – волейбол, футбол, регби, лапту.

Позитивные изменения в результате участия родителей в работе музейной археологической экспедиции являются взаимными. Их характеризуют следующие черты:

– Установление неформальных дружеских отношений сотрудничества педагога и родителей. Это позволяет в дальнейшей работе легко находить общий язык при разрешении каких-либо проблем.

– Изменение стереотипа восприятия детьми своих родителей и родителями – своих детей. Если в школе ребенка оценивают в первую очередь функционально – как хорошего или плохого ученика, то в экспедиции важнее его человеческие качества, и здесь родителей ожидают, как правило, приятные открытия.

– Обогащение родительского опыта новыми средствами взаимодействия с детьми, улучшение семейного микроклимата.

– Профилактика семейных разрывов и конфликтов подросткового периода. У воспитанников музея, чьи родители поддерживали традицию участия в экспедиции, практически никогда не возникает отчуждения с родителями.

– Воспитание в детях уважительного отношения к миру взрослых в целом, и к своим родителям в частности.

Таким образом, традиция участия родителей в жизнедеятельности музея «Мастерская предков» играет большую роль в деле поддержания связи поколений. Ведь интерес и любовь к прошлому, к своим предкам начинается с любви и уважения к своим родителям. Для археолого-краеведческого музея это особенно важно – воспитать в детях ощущение неразрывной цепочки «дети-родители-род-Отечество».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru