На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Надежда Геннадьевна Митюкляева,
руководитель школьного музея
МБОУ «Гимназия №15 «Содружество»
г. Новосибирска

Роль школьного музея в воспитании семейных традиций

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависит от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Русское крестьянство в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Проблемы взаимоотношения поколений, повышение роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры семьи.

В традиционном обществе уже с рождения дети находились под воздействием народной педагогики. Ребенка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству, но и к принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.

Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Здоровая семья обладает труднейшим искусством формирования подлинной дисциплины, свободы и здорового правосознания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

В настоящее время большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений родителей и детей; бабушки и дедушки, другие  родственники, как правило, живут отдельно, в результате чего утрачивается связь поколений, а многие родители в силу своей занятости не могут уделять должного внимания нравственному воспитанию подростка. Дети зачастую во внеурочное время предоставлены самим себе.

Задача системы школьного образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания традиционно являлся школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Решение проблемы духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной педагогической науке.

В этом году в школьном музее русской народной культуры для учащихся начальных классов была разработана и реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Народный фольклор».

Цель программы: приобщение к русской народной культуре.

Задачи:

– формирование исторического национального сознания (целенаправленное развитие интереса детей к истории России, начиная с родословной семьи);

– развитие личностной культуры как основы любви к Родине; семье, родным и близким, товарищам;

– знакомство детей с семейными традициями, приобщение детей к труду, проведение совместных мероприятий, народных и семейных праздников;

– развитие интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;

– воспитание уважения и любви к народному искусству;

– расширение словарного запаса учащихся;

– применение полученных знаний, навыков, умений в повседневной жизни.

На занятиях дети знакомятся с бытом и основными занятиями русских крестьян, разделением труда в семье; историей народного костюма, земледельческим календарем, русскими народными промыслами, народным эпосом, народной кулинарией, семейными и народными праздниками.

Программа «Народный фольклор» основана на единых подходах и принципах:

– интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

– использование разнообразных форм организации занятий;

– развивающий характер обучения;

– обеспечение психологического комфорта ребенка;

– формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

– усвоение теоретических знаний;

– формирование практических навыков.

Предполагаемые результаты:

– учащиеся  приобретут знания по русской народной культуре;

– полученные знания и навыки смогут использовать в своей семье;

– повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность.

Использование средств дополнительного образования и воспитания по данной программе является эффективным средством развития творческой деятельности учащихся по формированию духовности через интеграцию собственно учебного процесса и работу школьного музея.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru