|
Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ;
главный редактор журнала «Большая перемена» |
Новый
учебник литературы для старшеклассников: классический
контекст и современное прочтение (часть
первая)
В статье речь пойдет об учебнике
«Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый
уровень): в 2 ч. / И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2008».
Начну, пожалуй, с того, что предложенный
вариант анализа отнюдь не профессионален, хотя автор статьи – филолог, русист,
кандидат педагогических наук (простите мне эту вольность говорить о себе в
третьем лице). Дело в том, что у меня не было опыта преподавания литературы уже
в течение не много не мало, а уже 15-ти лет. А ведь тогда было другое время,
другие приоритеты, другие задачи. Только старшеклассники были такими же –
озорными, знающими (не дают расслабиться учителю!), размышляющими, в чем-то
ленивыми, в чем-то опережающими свое время, а потому и не во всем познаваемыми…
И вот передо
мной появился учебник, проснулась ностальгия по урокам литературы, я начала
читать. И время остановилось… Погруженная в текст учебника, забыла обо всем –
книга была прочитана на одном дыхании. Читатель думает, что я преувеличиваю…
Позвольте, могу доказать обратное (хотя этого в полной мере доказать материалом
одной статьи нельзя, главная цель – пробудить интерес педагогов как к тексту,
так и к методике автора).
Авторские работы Игоря Николаевича Сухих
по литературе можно найти на многочисленных страницах сайтов в Интернете, стоит
только набрать фамилию. Наверно, чтобы интрига была соблюдена, следует начать
именно с отдельных статей, где и стилистика автора, и его современный взгляд на
литературную классику завораживает, притягивает внимание.
Программа, предложенная к учебнику,
вполне традиционна, хотя и здесь можно прочитать в подтексте глубину и
почувствовать вкус к литературе: «Эстетической целью уроков литературы должны
быть воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умения различать
«хорошее» и «плохое», «высокое» и «низкое», формирование привычки к чтению
серьезной литературы, умения выбрать среди современной литературы лучшие
образцы». Здесь найдем и «укрупненную периодизацию», и изучение «литературы как
искусства», и категорию судьбы, и психологические портреты-силуэты…
Однако давайте обратимся к учебнику.
Укрупненный план эпохи обрисован в
первой главе «Девятнадцатый век: кровь, железо и золото», которая представлена
сплетением событий, литературными и историческими аллюзиями. Роскошный, актуальный,
проблемный цитатник, взятый с разных страниц:
«На явление Петра русская культура
ответила явлением Пушкина», – скажет А.И. Герцен.
«Это русский человек в своем развитии,
каким он будет через двести лет», – словно продолжит Н.В. Гоголь.
«Властитель слабый и лукавый», – это уже
сам Пушкин об императоре Александре.
«Век шествует путем своим железным…» –
Е.А. Баратынский о девятнадцатом веке (обратите внимание на название главы и
поймете логику автора и точность заголовка).
Выделенные отчеркнутым подстрочником
термины, как правило, даны в сопоставлении. Определения точные и лаконичные,
лишенные научной перегруженности (ср., например, западники и славянофилы,
перифраз и парафраз, а также некоторые редко встречаемые слова и выражения типа
«фасеточные глаза» и «экзальтация» – ученик может и не
заглянуть в словарь, а опустить взгляд в конец страницы, просто из спортивного
интереса, – обязательное удовольствие!).
Особый разговор о методическом аппарате
учебника. Задания составлены по-авторски эффектно. Приведу пример и
проанализирую его.
Славянофил
А.С. Хомяков в начале царствования Александра II вывел шутливый закон
исторического чередования: «В России хорошие и дурные правители чередуются
через одного: Петр III был плохой, Екатерина II – хорошая, Павел I – плохой, Александр I – хороший, Николай I – плохой,
этот будет хорошим!» Оправдалась ли эта закономерность в дальнейшей русской
истории ХIХ века? А в ХХ веке?
Не правда ли, шутливое высказывание
вызвало шутливый, казалось бы, вопрос. Но в нем требуется знание русских царей
в порядке их царствования (пожалуй, американцы лучше знают последовательность
правления своих президентов), их заслуги и ошибки. И то же – с правителями ХХ
века! Пожалуй, такой вопрос не смог бы проникнуть в учебник литературы еще лет
20 назад…
Автор внедряет остроумные высказывания и
в текст самого учебника, понимая, что дети читают не все и не всегда, поэтому
эффект положительной эмоции, последовательности событий, простоты сравнения –
все становится стимулирующим фактором. Чего стоит пример с цитатой писателя
С.П. Залыгина, который «сделал остроумное наблюдение из простого
факта: сопоставления дат рождения крупнейших русских писателей-классиков,
определивших лицо века: «В историческом плане эта классика явилась России и
миру в одно безусловно чудесное мгновение. Год рождения Пушкина – 1799, Гоголя
– 1809, Белинского – 1811, Гончарова и Герцена – 1812, Лермонтова – 1814,
Тургенева – 1818, Некрасова и Достоевского – 1821, Островского – 1823,
Салтыкова-Щедрина – 1826, Толстого – 1828. Одна женщина могла быть матерью их
всех, родив старшего в возрасте семнадцати, а младшего – в сорок шесть лет» …
Лишь Чехов оказывается одинокой фигурой среди русских классиков, писателем без
поколения: между ним и Толстым – 32-летняя бездна».
Представленное сопоставление помогает воссоздать
литературную эпоху, позволяет запомнить всех классиков первого уровня сходу, да
еще и годы рождения сразу всплывают. Есть здесь безупречная логика. Сразу
вспомнилось высказывание кого-то из классиков: «Кто ясно мыслит, тот ясно
излагает».
Важной чертой учебника является
биографический лаконизм. Я бы сказала, что это тезисный план, не лишенный субъективности,
но зато дает простор для уточнений. Притом план-биография может быть расположен
как в самом начале параграфа о писателе, так и в любом другом месте (в
середине, в конце). Интрига сохраняется, нет заранее заданной
последовательности. Работает эффект поиска, ребенок листает страницы, невольно
останавливаясь на фотографиях, выделенных фактах и т.д.
Зачитанный до дыр старый учебник
литературы настолько знаком, что каждый поэтический опус, приведенный в нем,
всплывает в памяти сразу, притом почти как стертая метафора. У И.Н. Сухих
свежий взгляд наполнен не менее свежими поэтическими контекстами, порой смелыми
и, опять же в духе автора, ироничными:
Всему
пора: уж в двадцать пятый раз
Мы
празднуем лицея день заветный.
Прошли
года чредою незаметной,
И
как они переменили нас!
Порой
опять гармонией упьюсь,
Над
вымыслом слезами обольюсь,
И
может быть – на мой закат печальный
Блеснет
любовь улыбкою прощальной.
Тому,
кого карает явно,
Он
втайне милости творит.
(И это только малая толика фрагментов из
Пушкина, выбранных автором учебника!).
Вот прочитаны строки о Пушкине. И снова
задания. Одно из них привлечет учителя-практика своей дальновидностью,
перспективным взглядом на литературный процесс. Вот оно: «Прочитайте стихотворение О.Э. Мандельштама «Петербургские строфы»
(1913). Попробуйте объяснить, какие мотивы пушкинской поэмы отразились у
Мандельштама. Кто такой «бедный Евгений» в финале стихотворения?»
И так во всем: проекция и перспектива,
сопоставление и аналогия. В главе «Итоги:
Великий треугольник золотого века» автор учебника с присущим ему умением
интерпретировать известные цитаты и мастерством точного определения рисует
единым росчерком пера:
«Вспомним
сравнение Пушкина с географом, который наносит открытые им земли на
географическую карту, сделанное Л.В. Пумпянским. Попробуем развернуть и
продолжить его.
Пушкин
начертал литературную карту, обозначил на ней контуры морей и континентов.
Гоголь
раскрасил ее, превратил ее в живописный, наглядный рельеф.
Лермонтов
вписал в нее психологически противоречивый портрет современного человека.
Так
исторически мгновенно, внезапно возник великий треугольник, ставший фундаментом
новой русской литературы, не только образцом и ориентиром для писателей
нескольких поколений, но и легендой, мифом, отразившимся во множестве стихов,
драм, рассказов и романов.
Прошло
всего несколько десятилетий, и эпоху Пушкина, Лермонтова и Гоголя назвали
золотым веком русской литературы. Такой она и осталась навсегда».
Нами пролистана только первая сотня
страниц учебника.
Остальное – оставим за кадром. А там еще
много интересного и необходимого учителю.
Продолжим в следующий раз?
|