Из беседы с директором и учащимися многопрофильной школы № 132
Об актуальных вопросах профильного обучения, его преимуществах и недостатках мы побеседовали с Ниной Демьяновной Кляшторной, директором средней общеобразовательной школы № 132.
- Нина Демьяновна, ваша школа перешла на профильное обучение в 2004 году. Что явилось причиной этого перехода, и в чем вы видите преимущества профильной модели обучения?
- Преимущество профильного обучения мы видим прежде всего в том, что оно дает возможность глубокого и широкого проникновения в учебный материал тех предметов, которые каждый учащийся выбирает для себя сам. И предпосылки для перехода на профильное обучение в нашей школе были: с 1995 года мы стали выпускать гуманитарные и физико-математические классы. Затем, когда вышла «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», мы изучили ее, проанализировали ресурсы нашей школы, провели анкетирование среди учеников и их родителей и пришли к выводу, что мы можем переходить на профильное обучение – есть и запрос, и возможности. Этому, конечно, предшествовал большой подготовительный этап, связанный с вузами. Мы встречались с ректорами и деканами, говорили о сотрудничестве и методической помощи, и, в конце концов, нашли взаимопонимание и заключили договоры с НГМА, НГТУ, НГПУ и другими учебными заведениями. И в 2004 году наша школа стала областной экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения.
- Что является главной целью профильного обучения?
- На этапе предпрофильной подготовки главная цель – помочь ребенку сделать выбор и решить, с какими науками и, в идеале, с какой профессией он свяжет свою дальнейшую жизнь. А уже на этапе профиля – дать глубокие знания по тем предметам, которые учащийся выбрал.
- Как Вы относитесь к идее массового введения профильного обучения?
- На мой взгляд, основная часть школ пока еще не готова к этому переходу. И возможным он станет только тогда, когда будет решен ряд проблем, например кадровый вопрос. Ведь когда заговорили о введении профильного обучения, предполагалось, что вести его будут магистры. А для этого нужна переподготовка учителей, которая еще и не начиналась.
- Какие еще на сегодняшний день существуют проблемы у профильной школы?
- Одним из важнейших вопросов остается финансирование профильного образования. Опять же предполагалось, что администрациям школ и учителям, ведущим профобучение, будет выплачиваться надбавка в размере 15-20%. Но пока этого нет, и оплата труда педагога и на базовом уровне, и на профильном одинаковая. А если школа приглашает в качестве совместителей доцентов из вузов, она также не может заплатить им по вузовской ставке.
Далее проблема оснащенности учебного процесса. Далеко не во всех школах она на высоком уровне. Наша школа, в том числе и для решения этой проблемы, сотрудничает с вузами. Медицинская академия, например, предоставляет нам лабораторную базу.
- А чем профильная школа отличается от лицеев и гимназий?
- У гимназий и лицеев, конечно, изначально уже заложено углубленное изучение предметов. Но в профильной школе, во-первых, снижена учебная нагрузка, во-вторых, новая система дает школьникам возможность изучать то, что им действительно интересно и необходимо, в рамках учебного заведения среднего образования. То есть ребенок сам выбирает, какие предметы он будет изучать на базовом уровне, а какие на профильном. Кроме того, профильное обучение обеспечивает преемственность между школой и вузом: у нас есть нацеленность на профессию и на поступление в институт, и учащиеся выбирают в качестве профильных те предметы, которые будут сдавать на вступительных экзаменах. Этому способствует и введенный в этом году в нашей школе мультипрофиль: учащиеся могут выбрать в качестве профильных предметы из разных областей наук – например, математику, химию и русский язык. Таким образом, мультипрофиль дает подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз.
- Что включает в себя предпрофильная подготовка?
- В предпрофильном девятом классе у нас ведется два курса «Мой выбор» и «Профориентационная работа». Эти курсы помогают сориентироваться в выборе профессии. С детьми постоянно работает психолог, проводит тестирование, помогает выявить склонность ребенка к той или иной области знаний и профессии. Помимо этого, в 9-ом классе проводятся элективные курсы, которые помогают учащимся выбрать предметы, которые они хотят изучать в старших классах, это так называемые предметно-ориентированные и межпредметные курсы («Экономика», «Литературное творчество», «Решение нестандартных задач» и др.).
- Проходят ли дети какие-то испытания при переходе из предпрофильного девятого в профильные десятые классы?
- В профильные классы дети поступают по результатам экзаменов. В конце девятого класса они сдают два обязательных экзамена (русский язык и математику) и два экзамена на выбор – и здесь учащиеся выбирают уже те предметы, которые будут у них в дальнейшем на профиле. Кроме того, мы смотрим портфолио и на аттестат в целом.
- Допустим, ребенок выбирает в качестве профиля иностранный язык, но способностей у него к языкам нет и оценка неудовлетворительная. Что делать в подобной ситуации?
- В такой ситуации мы учащимся отказываем, т.к. не можем предлагать углубленное изучение предмета, если ребенок не освоил даже базовый уровень.
- Появились ли учебники для профильных классов?
- Существует Федеральный перечень учебников, по которому работают школы, и учебные программы для базовых и профильных классов. В настоящее время стали появляться учебники для профильных классов, но пока они есть далеко не по всем учебным предметам. Например, еще нет учебника по интегрированному курсу «Естествознание», и пока такой учебник не появился, разрешается преподавать физику, химию и биологию отдельно, как и прежде.
- Нина Демьяновна, что Вы посоветуете тем школам, которые планируют в ближайшее время перейти на профильное обучение?
- Рекомендую все взвесить, оценить ресурсы школы, провести опрос среди детей и родителей. Ну, и если есть и возможности, и желание, то надо не боясь браться за это дело.
- Спасибо за беседу.
После разговора с директором мы решили выяснить, как относятся к профильному обучению учащиеся школы, и задали несколько вопросов ученицам 11 класса социально-экономического профиля Ирине Новичковой и Софье Похиленко.
- Чем вы руководствовались при выборе направления профиля?
Ирина: Прежде всего, спросом на профессию, ее престижностью и высокой оплатой труда экономистов. Кроме того, это совпало с интересом к предметам данного профиля, рекомендациями и советами родителей и учителей.
Софья: Да, я тоже считаю экономику перспективным направлением. И из всех профилей, предложенных нам на выбор, социально-экономический показался мне самым интересным и близким.
- Если бы перед вами снова стоял выбор, изменили бы решение в пользу какого-либо другого профиля?
Ирина: Да, я бы поменяла на гуманитарный, потому что поняла, что он мне ближе и поступать собираюсь в СибАГС на юридический факультет. Но в принципе я не жалею, что выбрала этот профиль, мне нравится здесь учиться, и математика дается легко.
Софья: А я бы не поменяла, мне кажется, что я выбрала для себя самый лучший и нужный профиль, т. к. собираюсь поступать в СГУПС на специальность «Мировая экономика». Считаю, что не ошиблась в выборе и данный профиль готовит меня на эту специальность.
- Достаточно ли школьной подготовки для поступления в вуз или необходима еще дополнительная помощь, например, занятия с репетитором?
Ирина: Я хожу на подготовительные курсы в институт, но не ради того, чтобы получить какие-то дополнительные знания, а чтобы узнать требования вуза. А так все, что нужно, дает школа, и нет необходимости заниматься с репетиторами.
Софья: Я тоже собираюсь ходить на подготовительные курсы. Во-первых, для того, чтобы повторить и обобщить то, что было изучено в школе, а во-вторых, чтобы узнать требования института к абитуриентам. А плюсом профильного обучения является то, что оно позволяет более глубоко изучить нужные тебе предметы и прийти на подготовительные курсы в вуз уже не с «пустой» головой.
Беседу провела Костина О.В.,
редактор газеты «Интерактивное образование»
|