На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 21 июня 2018
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

В выпуске

Уважаемые читатели газеты «Интерактивное образование»!

Одна из наиболее актуальных педагогических инноваций сегодняшнего дня – профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Именно этой теме посвящен данный выпуск нашей газеты. По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в успешной реализации которой заинтересованы не только все участники образовательного процесса, но и учреждения профессионального образования, работодатели и государство в целом. Соглашаться с этим утверждением или нет, мы предлагаем решать Вам, нашим читателям, познакомившись с материалами газеты по данной теме.

Несмотря на популярность данной идеи, существует ряд проблем, не решив которые вряд ли можно говорить о достижении нового качества российского образования. В рубрике «Мнение ученого» мы публикуем статью Д.А. Метелкина «Профильное обучение как вызов», в которой как раз и освещаются актуальные вопросы и насущные проблемы этой модели обучения.

В рубрике «К истории вопроса» представлен исторический опыт профилизации образования в России с конца ХVIII века, а также современный опыт стран Западной Европы и США; а в рубрике «По официальным данным» авторы статьи подводят промежуточные итоги реализации профильного обучения в системе муниципального образования г. Новосибирска.

На сегодняшний день в нашей стране сложились четыре модели профильного обучения. Мы представляем опыт работы этих моделей в школах нашего города в рубрике «Профильная школа. Из опыта работы».

Первая модель – однопрофильная школа – хорошо знакома всем по специализированным школам советского времени с математическим, гуманитарным или языковым уклоном. Сейчас, по данным Министерства образования, такой однопрофильной школой фактически является каждая седьмая школа в России. В нашей газете многолетнюю работу первой модели профильного обучения представляют средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением французского языка, средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» и Новосибирский городской педагогический лицей.

Многопрофильная школа – вторая модель, которая подразумевает создание в рамках одной школы различных профильных классов, например, гуманитарного, математического или естественнонаучного, когда старшеклассник сам решает, какой из этих классов ему предпочтительнее. Опыт работы данной модели представлен в материалах средней общеобразовательной школы № 132 и гимназии № 2.

Третья модель подразумевает профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся. Смысл ее состоит в том, что на старших ступенях общего образования предлагается выбор нескольких учебных курсов вне зависимости от того, как они связаны друг с другом. То есть можно одновременно углубленно изучать и математику, и литературу. Таким образом, учебное расписание, обязательное для всех, заменяется на индивидуальное. В нашем городе с 2006-2007 учебного года индивидуальные учебные планы для 10-ых классов были введены в средней общеобразовательной школе № 132, в которой на данный момент работают и вторая, и третья, и четвертая модели профильного обучения; также опытом экспериментальной работы по теме «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения» делится гимназия № 2.

Четвертая модель – сетевое профильное обучение. В этой модели обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных учреждений. Происходит это или путем объединения нескольких школ вокруг одной, наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, или за счет кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Т.е. в этой модели учащимся предлагается выбор учебных курсов не только в своей школе, но и за ее пределами. Свой вариант модели сетевой организации профильного обучения в нашей газете представляют школы №№ 1, 2 и 301 районного центра Сузун и школы №№ 132, 29 и 89 г. Новосибирска.

Об использовании информационных технологий в рамках пропедевтики предпрофильного обучения читайте в постоянной рубрике «Информационные технологии в начальной школе».

В рубрике «Психологическая помощь» мы предлагаем вашему вниманию статьи педагогов-психологов Е. В. Кушнеренко и О. И. Власовой, посвященные вопросам предпрофильной подготовки школьников, а в рубрике «Актуальное интервью» – разговор о преимуществах и недостатках профильного обучения с Ниной Демьяновной Кляшторной, директором школы № 132 (школа является областной экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения) и ученицами социально-экономического профиля этой школы.

И, наконец, о новых рубриках этого номера, напрямую не связанных с вопросами профильного обучения. Е.В. Тараненко, заместитель директора музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, в рубрике «Музейный компас» будет рассказывать о деятельности музеев образовательных учреждений и истории развития школ Новосибирска (в этом номере – о работе музея и истории школы № 70 Ленинского района, а также перечень всех музеев образовательных учреждений Новосибирска). Рубрика «Общественные организации в системе образования Новосибирска» предлагает обсудить вопрос создания творческих объединений учителей, а ведущая рубрики «Обзор педагогической прессы» Н.В. Федорова представляет вашему вниманию аналитический обзор материалов педагогической периодики (актуальные темы этого выпуска: современное состояние образования, единый государственный экзамен, национальный проект «Образование», педагогика сотрудничества).

Итак, очередной номер «Интерактивного образования» – перед вами, наши читатели. А адрес нашего почтового ящика для ваших заметок, пожеланий и предложений io@nios.ru.

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru