На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 23 апреля 2024
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью
Подготовка к летней оздоровительной кампании идет полным ходом. Вот уже много лет одним из лидеров среди детских оздоровительных лагерей остается «Тимуровец». О том, как в непростых условиях ограниченного финансирования и постоянно меняющегося законодательства лагерю удается «держать марку», оставаясь комфортным местом отдыха для детей, уважаемым – для родителей и любимым – для коллектива, мы побеседовали с директором «Тимуровца» Сергеем Петровичем Маньковым.

     – Сергей Петрович, в Новосибирской области действуют 88 детских оздоровительных лагерей. Ваш лагерь, безусловно, выделяется среди них – это признано не только на областном, но и на российском уровне. Как Вы полагаете, что отличает «Тимуровец» от других лагерей?

     – Наверное, нельзя так ставить вопрос – что отличает. Каждый лагерь имеет свои специфические особенности, свои изюминки. У нас в области есть так называемая «мастер-лига» – в нее входят наиболее творческие, яркие и по-своему неповторимые лагеря, которые обладают хорошо оснащенной материально-технической базой, практикуют инновационные педагогические программы, лагеря, у которых есть чему поучиться. Их 9 – «Тимуровец», «Олимпиец», «Юбилейный», им. Б. Богаткова, «Электрон», им. В. Дубинина, «Зеленая улица», «Дзержинец», им. К. Заслонова.

     А если все-таки говорить об отличиях, в первую очередь, нас отличает то, что мы имеем собственную оснащенную медицинскую базу. Обычно оздоровительные лагеря находятся при каких-то взрослых санаториях и процедуры по оздоровлению детей проводят именно в них. Конечно, в санаториях современное оснащение, и в этом плане им немного легче. Но, с другой стороны, есть определенная разбросанность, потому что трудно координировать действия. Наш лагерь имеет свою собственную и педагогическую, и медицинскую базу. Мы создали авторскую программу «Педагогика здоровья» – это объединение и совмещение медицинских и педагогических знаний. Через вожатых мы доводим до детей, до их ума и сознания идеи здорового образа жизни. Стремимся к тому, чтобы сами дети становились носителями этого понятия, были волонтерами этой очень актуальной для нашей страны идеи.

     – За годы работы «Тимуровца» в нем побывали более 100 тысяч детей. А сколько из них, приехав однажды, возвращаются на вторые и третьи сезоны?

     – Возвратность у нас составляет 30-40 процентов, достаточно высокий показатель. В хороших лагерях этот процент примерно одинаков. Мы, конечно, работаем в этом направлении – чтобы ребятишкам хотелось к нам вернуться. Сейчас у нас есть идея наладить взаимодействие с врачами в поликлиниках по месту жительства наших детей: мы предоставляем информацию, какие процедуры провели ребенку, как он чувствует себя после лагеря, а от педиатра получаем сведения о том, какими болезнями он болел в течение года, какие процедуры необходимы, чтобы укрепить его здоровье.

     – От родителей, отправивших свое чадо на отдых, случается нередко слышать о том, что ребенок вернулся еще более уставшим, чем уехал. Например, из-за сложностей в общении со сверстниками или недосыпа, дискотек и ночных разговоров. Дети есть дети, как вам удается организовать отдых, чтобы он был на пользу?

     – Да, дети есть дети, и они очень разные. У нас есть социолого-психологическая служба, которая проводит анкетирование на въезде и выезде детей. Мы смотрим и анализируем анкеты и вносим корректировки в свои программы, потому что, прежде всего, нужно правильно выстраивать именно программные дела. Сейчас в организации детского отдыха новая тенденция – просто отдыхать и веселиться недостаточно, должен быть какой-то конечный результат. Пусть в игровой форме, но ребенок должен чему-то научиться.

     Кроме того, для ребенка обязательно нужны разгрузочные дни. Продолжительность сезона – 21 день, и в течение этого времени каждый отряд отправляется в настоящее путешествие – выезд на базу отдыха «Турград», расположенную на Обском море в п. Новопичугово Ордынского района Новосибирской области. Дети располагаются в уютном трехэтажном коттедже, построенном в виде сказочного терема. «Турград» – это своего рода «школа выживания». В «Турграде» свободный график, в программе – преодоление туристской полосы препятствий, знакомство и освоение различных видов туристского снаряжения. Каждый попробует добыть огонь и сложить несколько видов костра, научится ставить палатку и оборудовать временное жилище. В рамках программы – катание на лодках, катамаранах, настоящая уха, сваренная на костре, прогулка до исторического памятника, установленного на месте битвы русских войск с ханом Кучумом. Интересные легенды об истории Сибири, песни у костра, утренняя рыбалка, – все это превращает один день в чудесное, запоминающееся путешествие.

     После такой разгрузки дети приезжают и с новыми силами включаются в лагерные дела.

     – А каким образом удается выстраивать обучающие программы, чтобы отдых для ребенка не превращался в «пятую четверть»?

     – Что касается дополнительного образования в лагере, то ребенок не бывает перегружен, если работа строится по принципу добровольности и не жесткого регламентирования времени. Например, продолжительность занятий в наших «хобби-центрах» каждый ребенок определяет для себя сам. Также в начале смены мы обязательно проводим презентацию всех направлений, существующих в лагере. Всем детям объясняем, какие есть кружки, секции, занятия. В течение трех установочных дней в начале сезона мы выясняем, чего хотят дети, и в рамках существующей программы сразу делаем корректировки. А когда нет «обязаловки», то и перегрузки у детей не возникает.

     – Когда родители передают своего ребенка в «чужие руки» на достаточно долгий срок, они беспокоятся о том, как он будет чувствовать себя в новой обстановке. Поэтому взаимодействие с родителями особенно важно – насколько тесно оно налажено в «Тимуровце»?

     – Могу сказать, что прямой контакт с родителями – это на сегодняшний день одно из наших основополагающих направлений. Раньше, год-два назад, все, в основном, сводилось к работе с предприятиями, фондом социального страхования и соцзащитой. Дети шли оттуда, и особого контакта с родителями не было, только в родительские дни. Последние два года родители стали более требовательно относиться к качеству отдыха детей: заметно ослабляются позиции фонда социального страхования, федеральный бюджет все меньше средств выделяет на эти цели и сейчас нагрузка потихоньку перекладывается на плечи родителей.

     В зимний период мы активно сотрудничаем со школами – посещаем родительские собрания, проводим презентации педагогических программ и направлений деятельности лагеря. Зимой педагоги и классные руководители выезжают с детьми в «Тимуровец» на маршруты выходного дня, они видят, как работают наши сотрудники, вожатский состав, обслуживающий персонал, совместно обсуждаем плюсы и минусы нашей работы, которые есть всегда, ведь это живая работа, и она постоянно требует корректировок.

     – Как известно, «кадры решают все». Как строятся Ваши отношения с коллективом лагеря, как подбираете сотрудников и каким образом контролируете работу, ведь, не секрет, что впечатление от работы любой организации создает каждый сотрудник, от уборщицы до директора?

     – Вообще, кадровая политика – это самое сложное, что есть в нашей работе. К сожалению, у нас за годы перестроек, потери Союза и создания новой России очень сильно упала профессиональная квалификация, найти специалистов своего дела все сложнее и сложнее. У нас почему-то «похоронили» среднее профессиональное образование – сегодня найти хорошего специалиста среднего звена – это целая история.

     Хорошо, что сохранилась и работает высшая школа. Если взять, допустим, педагогический блок в оздоровительном лагере, то это, в основном, студенты. Основная часть – из Новосибирского государственного педагогического университета. Хотя мы с удовольствием принимаем на работу и студентов других вузов, потому что педагог – это не только образование, но, в первую очередь, призвание, состояние души!

     В нашем центре уже два года работает «Школа вожатского дела». Это действительно необходимость, учитывая, что у нас два лагеря – «Тимуровец» и «Пионер» (лагерь-спутник «Тимуровца»), а также туристический маршрут. Преподают у нас опытные работники лагерей старшего педагогического состава, преподаватели педагогического университета. А так как «Тимуровец» – лагерь круглогодичный, вожатые имеют возможность, например, раз в квартал выехать на семинар и прямо в лагере применить на практике те теоретические основы, которые им дают на занятиях.

     Конечно, мы проводим и сборы нашего младшего обслуживающего персонала, очень строго следим за порядочностью и чистоплотностью сотрудников. Перед заездами проводим общие собрания по участкам, решаем организационные и поведенческие вопросы, приводим людей к пониманию того, что за безопасность ребенка, за его комфорт – мы отвечаем все вместе, всем коллективом.

     – А как удается совмещать традиции «старой школы» с инновациями?

     – Во-первых, давайте вспомним о том, что наш лагерь называется «Тимуровец». Тема тимуровского движения в последние годы стала актуализироваться, его возрождение идет по всей стране. А что такое тимуровское движение? Это милосердие, уважение к старшим, оказание помощи слабому, больному, это вечные человеческие истины, которые должны быть присущи любому времени. Движение было организовано в 30-е годы, и мы являемся его продолжателями: мы эту тему пропагандируем, проводим по всем сменам, ставим театральные постановки, создаем музей, проводим встречи с ветеранами. Мы везде, прежде всего в «Школе вожатского дела» рассказываем о нашей истории, объясняем, «кто мы такие», чего хотим добиться в жизни, какие у нас цели, на какие основы опираемся.

     Кроме того, нужно помнить, что наш лагерь в свое время был построен большим коллективом производственного объединения «Север» и заводом Химконцентратов. Мы проводили в прошлом году юбилейные мероприятия в честь 35-летия лагеря на каждом из летних сезонов и подарили настоящий праздник всем детям, ветеранам, друзьям и партнерам лагеря!

     Хозяевами праздников, посвященных юбилею лагеря, по праву были дети. Совместно с вожатыми они проводили экскурсии для гостей лагеря. Также в праздничные дни были организованы и проведены такие мероприятия, как театрализованное шоу «Солнцеворот», юбилейный концерт вожатского отряда «Родник», включивший в себя лучшие номера всех лет, грандиозное праздничное авиашоу, дискотека с участием приглашенных звезд, а завершением каждого празднования юбилея любимого лагеря был большой праздничный фейерверк!

     – Сергей Петрович, за восемь лет работы в «Тимуровце» Вы, наверняка, смогли изучить все ее тонкости. Как у любого профессионала, за что-нибудь болит душа?

     – Знаете, мы сейчас активно участвуем в деятельности общественных организаций, потому что сила – в объединении, это известная истина. И вот, в частности, наш центр входит в состав Новосибирского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху». Она объединяет около 40 регионов России, и, я думаю, в этом году сможет переступить порог, необходимый для регистрации организации всероссийского, общенационального масштаба. Ежегодно по окончании летнего сезона мы проводим встречи, обмениваемся опытом, обсуждаем проблемы, намечаем цели. И, что касается общей проблематики, на первое место я бы поставил законодательство и налоговые трудности. Существуют различные организационно-правовые формы существования детских учреждений – государственные, муниципальные, заводские, частные. В настоящее время пока еще каким-то образом финансируются государственные лагеря, что касается остальных, то они вообще брошены на произвол судьбы.

     Вторая серьезная проблема – это организация труда вожатых. Нигде и никак в российском законодательстве не утвержден труд вожатого. Вожатый отвечает за жизнь и здоровье ребенка 24 часа в сутки! А в табеле мы вынуждены ставить обычный восьмичасовой рабочий день. Мы уже обращались в Государственную Думу и комитет по образованию областного Совета депутатов с просьбой рассмотреть, как можно сделать законным 16-ти часовой рабочий день вожатого. Ведь это очень тяжелая работа. Самая тяжелая, которую можно придумать для педагога. И если педагогическая деятельность в нашей стране сейчас начала признаваться и более-менее оплачиваться, то вожатская, к сожалению, отстает в этих вопросах далеко-далеко.

     Ну и третья проблема – это материально-техническая база лагерей. Надо отдать должное руководству нашего города, сейчас мэр Владимир Городецкий готовит постановление по улучшению базы лагерей, есть программа в области, по этому поводу выступал президент. Будем надеяться, что что-то изменится в лучшую сторону.

     – Каковы, на Ваш взгляд, особенности летней оздоровительной кампании 2007 года?

     – Знаете, у нас в стране принято все ужесточать. В этом году еще больше страха нагоняют различные контрольные органы. Недавно Роспотребнадзор выдвинул новые, сложновыполнимые требования по перевозке детей. Теперь в сопровождении эскорта автобусов необходимо иметь машину скорой помощи. А кто будет выделять ее и на каких условиях?

     Проблема сопровождения ГИБДД остается по-прежнему, потому что если перевозка в пределах области, это еще ничего, но когда в пределах Сибирского региона – начинается «торговля» между областями: кто будет сопровождать до границы, кто – дальше. Безопасность – это серьезный момент, но не нужно при этом ставить в тупик всех нас, чтобы мы не знали, что делать.

     – Сергей Петрович, чтобы Вы хотели пожелать своим коллегам, а также детям и их родителям накануне летних каникул?

     – Коллегам – в первую очередь, беспроблемной подготовки лагерей к началу летних заездов, успешного проведения летних смен.

     Детям – яркого лета, праздничного и солнечного настроения, новых незабываемых впечатлений.

     А родителям хочется сказать следующее – качественный отдых детей зависит от вашего выбора. Доверяйте отдых своего ребенка профессионалам, которые сделают все необходимое для полноценного, интересного, безопасного отдыха, который запомнится ребенку на всю жизнь!

     Желаю всем яркого, солнечного, интересного лета!

Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru