На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения
Точка зрения
Татьяна Александровна Ромм,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник,
доцент кафедры педагогики и
психологии исторического факультета
Института истории, гуманитарного
и социального образования НГПУ

Воспитание в детском оздоровительном лагере:
стратегия повседневности

     Все, кто занимается детским оздоровительным отдыхом, сталкиваются с серьезной проблемой – отдых и его организация довольно часто воспринимаются массовым сознанием (и педагогикой в том числе) как нечто весьма далекое и несерьезное: как организация досуга в самом примитивном смысле этого слова; как получение дополнительного образования; как способ решения проблем занятости детей в каникулярное время и т.п. Между тем, как показывает практика, самые серьезные педагогические вопросы, связанные с воспитанием, коренятся именно в пространстве детского оздоровительного лагеря; ибо ни одно образовательное учреждение не занимается решением задач воспитания так непосредственно и напрямую, как ДОЛ.

     Особенности современного воспитания широко анализируются в педагогике (Е.В. Бордовская, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик и др.). Современную ситуацию в воспитании определяют по-разному. Важным является признание того, что воспитание является неотъемлемым элементом становления человека и чрезвычайно важной самостоятельной сферой профессиональной педагогической деятельности. Доказательством этого является усиливающееся внимание педагогики, государства и общества в целом к воспитательным проблемам.

     Однако, говоря о проблемах воспитания, отмечают, что оно в современных условиях находится по-прежнему в ситуации жесточайшего кризиса поколений. Причем, к психологическому (традиционному) кризису отцов и детей сегодня добавился кризис ценностных ориентиров старшего и младшего поколений. Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка существенно, принципиально во многом различаются между собой. На практике это приводит к формированию ситуации, в которой (по М. Мид) младшие учатся не столько у старших, сколько в значительной мере у сверстников. Это чрезвычайно повышает значимость сообщества детей, влияния группы сверстников на формирование и развитие человека. Для ДОЛ, где эта возрастная группа представлена более чем широко, это положение чрезвычайно важно.

     Следующий момент, характеризующий современное воспитание, связан с тем, что человек часто находится в ситуации неопределенности, и это обостряет проблему выбора и принятия решений. Умение выбирать, определение своей позиции – эта задача развития рефлексии у человека – в ситуации временного детского коллектива оказывается актуальной, потому что само пребывание в ДОЛ, ритм жизни и отношений в течение смены ставит ребенка в ситуацию постоянной череды выборов, которые ему приходится делать, зачастую обращаясь только к собственному опыту.

     Третий момент в характеристике воспитания сегодня связан с признанием того, что, помимо того воспитания, которое ребенку предлагает школа, иные образовательные государственные учреждения (социальное воспитание), в обществе существует традиция семейного воспитания, развивается активно религиозное воспитание, складывается система диссоциального воспитания (А.В. Мудрик). Нормы и ценности каждого из этих видов различны. И дети являются носителями этой разной ценностной картины, на которую повлиять зачастую за три недели смены можно с большим трудом (если возможно вообще).

     В этой ситуации важно отдавать отчет, насколько возможности ДОЛ способны учесть эти специфические процессы и отреагировать на них своей воспитательной деятельностью. И это притом, что детские оздоровительные лагеря в Новосибирской области на протяжении многих лет очень вдумчиво и плодотворно работают над проблемами грамотного психолого-педагогического обеспечения летнего отдыха детей. Свидетельство тому и вариативные оригинальные программы, и авторитет наших сибирских ученых, которые занимаются «летними» проблемами, и заслуженное признание коллективов наших оздоровительных лагерей на всероссийском уровне. Однако, как показывает анализ социально-воспитательной ситуации в сфере детского летнего отдыха, наличие написанных программ еще не является гарантом успешного и эффективного воспитания на практике.

     Начнем с того, что в самой системе воспитания в условиях ДОЛ сокрыто глубинное противоречие. С одной стороны, воспитание – процесс целенаправленный, дискретный (прерывистый), парциальный (частичный). То есть, говоря о специфике воспитания как процесса, мы признаем, что, как минимум, есть «НЕ-воспитание». И в обыденной жизни, вне лагеря, так оно и есть. В любом воспитательном учреждении ребенок, подросток находится временно, следовательно, целенаправленное воспитание охватывает какую-то часть его жизни. А еще есть то, что называется стихийной социализацией, которая идет сама по себе (в семье, среди друзей, летним вечером в парке и т.д.). Подобная мера стихийности есть необходимый элемент жизни любого человека, это удовлетворение потребности человека в обособлении.

     С другой стороны, когда мы говорим об особенности воспитания в ДОЛ, мы понимаем, что дети и работники в течение смены постоянно находятся в рамках воспитательного процесса. Ребенок в ДОЛ не может в силу разных объективных и субъективных обстоятельств находится сам по себе. Хотя бы потому, что ДОЛ несет ответственность за его жизнь. Мы признаем это и с гордостью говорим, что у нас в лагере «воспитывает все: и природа, и территория и пр.» Но насколько это хорошо с точки зрения естественных потребностей человека? Где в лагере есть возможность «НЕ-воспитания»? Причем, это касается не только детей, но и взрослых.

     Разрешение этого противоречия и есть попытка охарактеризовать педагогику в детском оздоровительном лагере как «педагогику повседневности», т.е. такую педагогику, которая включает в себя широчайший круг реальных педагогических сюжетов, ежеминутно охватывающих весь спектр взаимодействий человека со всей совокупностью мира, отношений, предметов, событий, культуры и природы.

     Что такое повседневность? Не углубляясь в социологию и философию, остановимся на том, как это представлял А. Шюц. Он связывает проблемы повседневности с определением социальной реальности. Под термином «социальная реальность» он понимает «всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции» 1 (выделено нами – Т.Р.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения. С самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, – и мир природы, и мир культуры – не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык.

     В преломлении к педагогике понимание повседневности позволяет признать, во-первых, значимость всего обыденного, происходящего с ребенком и взрослым в лагере в том виде, как оно есть. Все наполнено воспитательным смыслом, возникает задача, как этот воспитательный ресурс использовать. Во-вторых, эта педагогика формирует установку на имеющийся опыт и отношения. Причем отношения к миру и с миром строятся на принципах целостности человека и мира, общности всех со всеми. В-третьих, на первый план выдвигается задача установления коммуникации с реальным миром через его восприятие, познание, преобразование.

     На методологическом уровне для «педагогики повседневности» актуальными будут положения антропологического подхода (В. Максакова, В.А. Сластенин, И.А. Колесникова, Л.А. Степашко и др.), которые обращаются к пониманию сущности человека в совокупности индивидной, субъектной, индивидуальной и личностной проекциях. Речь, наверное, должна идти не столько о развитии личности, сколько о развитии человека, что меняет смыслы цели и содержания деятельности. Второе положение, имеющее для «педагогики повседневности» значение методологического, связано с признанием обеспечения прав и интересов ребенка как субъективного фактора развития (К.Д. Радина). Ответ на вопрос: каковы потребности и особенности Детства на разных возрастах? – должен быть определяющим для реализации вышеозначенного права на развитие.

     На содержательном уровне «педагогика повседневности» актуализирует такое поле и пространство повседневности, которое позволяет ребенку и взрослому как представителям мира людей во всей своей совокупности (на физическом, психическом, духовно-нравственном, социальном уровнях) реализовать свои права на развитие. В условиях ДОЛ такое содержание может быть связано, во-первых, с освоением экологического, исторического, культурологического краеведения; во-вторых, с поддержанием своего здоровья; в-третьих, с развитием социальности как способности социального самовыражения.

     Очевидно, что ДОЛ является чрезвычайно эффективной площадкой для решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач социализации ребенка. ДОЛ создают условия формирования социально значимых позитивных установок, главным образом, через организацию освоения социального опыта ребенком. Социальный опыт формируется как стихийно, так и целенаправленно, нормативно. Приобретение социального опыта напрямую связано с содержанием жизнедеятельности ДОЛ, в процессе ее организации осуществляется обучение взаимодействию (используя технологии КТД, проектной деятельности, технологии принятия групповых решений, разрешений конфликтов). ДОЛ представляют широкие возможности для обучения взаимодействию как формированию и развитию у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. ДОЛ выступают как институт неформального образования, как воспитательные организации со своей культурой, укладом, особенностями отношений и деятельности.

     За последнее десятилетие в Новосибирской области сложилось своеобразное социально-педагогическое пространство детского летнего отдыха. Его показателями являются, в числе прочих, фестивальное движение летних лагерей НСО, издательская методическая деятельность ДОЛ, неформальное общение, сотрудничество педагогических коллективов различных лагерей, а также информационно-обучающая деятельность, которая реализуется в процессе подготовки к организации детского отдыха (семинары и встречи с различными специалистами). Можно с уверенностью сказать, что сегодня деятельность новосибирских детских оздоровительных лагерей без грамотного программно-методического обеспечения, которое включает и психолого-педагогическое обоснование целей и задач, и методическое сопровождение, и разработанную систему мониторинга, невозможна. Большинство ДОЛ в НСО осуществляют свою деятельность на основе вариативных программ, которые представляют и стратегические, и тактические перспективы деятельности ДОЛ. Многие программы создавались годами, учитывая преемственность содержания деятельности «из лета – в лето»; прошли апробацию и экспертизу; большая часть программ создана при тесном сотрудничестве с научными консультантами – преподавателями НГПУ и других вузов. Сегодня мы можем говорить о заинтересованном отношении структур власти (образование, молодежная политика) и общественных организаций (в области этими вопросами активно занимаются региональная общественная организация «ДАР» и межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху») к вопросам летнего детского отдыха и занятости. Уже в одиннадцатый раз будет проходить конкурс ДОЛ, организован конкурс вариативных программ, в четвертый раз пройдет конкурс, посвященный летнему отдыху, организованный Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска, специфика которого в том, что в нем могут участвовать не только загородные детские оздоровительные лагеря, но также пришкольные лагеря (т.н. «летние площадки»).

     Все это подтверждает тезис о том, что сфера детского отдыха для Новосибирской области является традиционно значимой, важной и успешной, что подтверждено признанием новосибирских ДОЛ на всероссийском уровне. На традиционном всероссийском фестивале по итогам прошлого лета в Анапе был отмечен факт лидерства Новосибирской области в сфере организации летнего отдыха; с 31 марта по 3 апреля 2007 года в Новосибирске проходил Всероссийский семинар-совещание руководителей детских оздоровительных лагерей «Вопросы организации детей и молодежи в пространстве современного воспитания».

     Конечно, в одной статье не охватить весь спектр вопросов и проблем, связанных с современным пониманием воспитания в ДОЛ. Особого внимания требует сегодня анализ проблем нормативно-правового менеджмента этой сферы; проблема профессионального «аудита» содержания и качества услуг, которые представляют ДОЛ как особый социальный институт и воспитательную организацию; как никогда остро стоит вопрос о подготовленности кадрового корпуса для ДОЛ (ведь в детском лагере работают не только вожатые, особая потребность сегодня в профессиональном психологическом сопровождении летних программ оздоровления и воспитания, в специалистах дополнительного образования, медицинских работниках и пр.). И все это не должно мешать реализовываться главному в повседневности детского оздоровительного лагеря – это кусочек самой обычной, настоящей жизни для сотен детей, подростков и взрослых. Правда, проживается эта жизнь в очень необычных условиях.

1 Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Шюц // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – С. 530.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru