На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 25 июня 2019
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
Информатизация образования
Ведущая рубрики – Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО

Уважаемые коллеги! Читатели электронной газеты!

     Очередной выпуск газеты «Интерактивное образование» посвящен очень приятной и долгожданной теме – летнему отдыху. Многие из нас начали мечтать о нем еще в сентябре, когда в очередной раз закружила в вихре событий, проблем, открытий, переживаний, поражений и побед школьная жизнь. И вот приближается долгожданное время года, природой предназначенное для восстановления сил и энергии. Каждый летний день у нас с вами на счету, каждый хочется прожить так, чтобы было о чем вспомнить долгими зимними вечерами или во время редких перерывов в графике напряженной жизни учебного года.

     Психологически сложно было подобрать материал для разговора на тему номера в рубрике «Информатизация образования». Очень хотелось бы на три летних месяца забыть о компьютере, а, главное, сделать так, чтобы и наши ученики в это время тоже были бы подальше от вредных для здоровья электромагнитных полей. Но, увы! Нас с вами ждут еще разнообразные планы-отчеты, многих школьников – рефераты и экзамены. Потом оставшиеся в городе дети постараются заполнить высвободившееся время максимально приятным досугом, неотъемлемой частью которого многие из них считают компьютерные игры. Педагоги тоже могут дойти на крайности: начнут, например, заранее готовиться к участию в конкурсе или писать научную работу, увезя компьютер на дачу.

     Поскольку избежать общения с техническими средствами в летнее время многим из нас не удастся, а детям не захочется, есть смысл вновь поговорить о сохранении здоровья в условиях информатизации жизни общества, а также о том, как можно организовать нужный, полезный и безопасный контакт детей с информационными технологиями в летнее время.

Компьютер летом: безопасность и продуктивность использования

     Интерес школьников к информационным технологиям очевиден сегодня каждому педагогу и родителю. В течение учебного года многие новосибирские учителя с успехом использовали в образовательных целях желание ребенка заниматься информационной деятельностью. Предлагали ученикам альтернативные домашние задания, организовывали самостоятельную учебную деятельность школьников на уроках, активно использовали информационные технологии во внеурочной и воспитательной работе. Все, что делается сегодня в этом направлении, есть результат реализации в новосибирских школах авторской Концепции информатизации муниципальной системы образования (Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова), суть которой заключается в том, что приоритетным направлением информатизации школьной образовательной среды является эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе в качестве средства обучения. Среди ожидаемых результатов – позитивное изменение качества образования всех школьников, а не только тех детей, которые одарены в различных областях информационной деятельности.

     При этом очевидно, что, организуя образовательный процесс на современном технологическом уровне, учитель не всегда может решить весь спектр воспитательных задач, которые неизбежно вытекают из целей развития образования в условиях информатизации. Факторов, ограничивающих воспитательный процесс достаточно много, поэтому их рассмотрению мы посвятим отдельную статью. Здесь же хотелось бы показать, что реализовать воспитательные задачи, обусловленные информационной деятельностью детей можно в летнем школьном лагере, успешно сочетая их решение с комплексом мероприятий, направленных на оздоровление школьников.

     В качестве примера приведем опыт работы лагеря «Солнышко», работающего ежегодно при муниципальном образовательном учреждении лицей № 200 – экспериментальной площадке научно-методического центра «Современные технологии» Новосибирского ИПКиПРО.

     В программе работы лагеря, предлагаемой детям и их родителям, имеются занятия по выбору, среди которых особой популярностью пользуются те, что проводятся в компьютерном классе. Встречи с «Веселым компьютером» организует для школьников заместитель директора лицея по информатизации Надежда Степановна Лопатина.

     Примечательно, что содержание занятий существенно отличается от традиционно принятых компьютерных курсов для начинающих или продвинутых пользователей. Главная задача, которую ставят перед собой дети совместно с учителем: сделать друг другу и любимой школе красивый и полезный, добрый и приятный электронный подарок. Чаще всего, это открытка, рисунок, коллаж, мультфильм или видеосюжет. Все зависит от стартового уровня ребенка, от его желания.

     Дети работают индивидуально или в группах, выбирают инструментарий и активно используют все технические возможности великолепно оборудованного учебного кабинета. Идеи для своих работ ребята находят в любимых книгах, в общении друг с другом, на экскурсиях и прогулках. Роль учителя-воспитателя состоит в помощи и поддержке каждой идеи, в добром и понимающем участии.

     Надежда Степановна – удивительный человек! Она – такая строгая, серьезная и профессиональная на уроке, может быть удивительно мягкой или озадаченной, веселой и азартной на этих летних занятиях. Кажется, что и не занятия это вовсе, а веселое и приятное времяпрепровождение. Так ощущают дети, так видится стороннему наблюдателю.

     Однако, цели, которые были поставлены, достигнуты. Получив массу удовольствия от работы, отдыхающие от учебы дети многому научились. Не только новым умениям работы с компьютером, Интернетом и интерактивной доской. Главное, чему они научились, школьники формулируют так:
     – видеть и создавать красивое;
     – работать вместе;
     – задавать вопросы так, чтобы получить точный и нужный ответ;
     – понимать друг друга;
     – шутить;
     – делать подарки;
     – уважать труд другого человека;
     – достигать своей цели;
     – помогать другим и обращаться за помощью;
     – радоваться за себя и за всех.

     Почему можно утверждать, что использование информационных технологий в представленном опыте безопасно для здоровья детей и учителя?

     Во-первых, продолжительность работы школьников с компьютером не превышает одного часа.

     Во-вторых, до и после занятий организуются подвижные игры на свежем воздухе.

     В-третьих, используемое оборудование и кабинет, где проходят занятия, имеют соответствующие санитарно-гигиенические сертификаты, а учитель высшей квалификационной категории неукоснительно соблюдает все нормативные предписания, регламентирующие использование информационных технологий в обучении.

     В-четвертых, форма организации занятий существенно отличается от традиционного урока большим количеством разнообразных видов деятельности, выбор которых осуществляет ребенок.

     В-пятых, образовательное пространство не ограничивается школьным кабинетом, фантазия ребенка имеет массу внешних стимулов и источников для развития.

     В-шестых, содержание занятий личностно значимо и интересно для детей.

     В-седьмых, неотъемлемым компонентом занятий является положительный эмоциональный фон, позитивное и конструктивное общение, юмор и доброжелательность всех участников.

     Есть и еще один существенный здоровьесберегающий фактор: только позитивное оценивание промежуточных и конечных результатов деятельности детей.

     В заключение хотелось бы пожелать учителям уделять больше внимания своему здоровью, работая с компьютером. Тогда эта работа, если и не станет отдыхом, то, возможно, из необходимости, завершающейся головной болью и резью в глазах, превратится в удовольствие и удовлетворение от полученных результатов. Уверена, что тогда ученикам чаще будут встречаться замечательные педагоги, которые умеют обучать и воспитывать незаметно, легко и весело.

     Прекрасного всем нам лета!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru