На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №10, апрель 2007
Тема номера:
«Организация летнего отдыха детей и подростков»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики –
Наталья Владимировна Федорова
,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ

Обзор педагогической прессы
/по материалам Интернет/

     Готовь сани летом, а телегу зимой – говорит русская пословица. Универсальная мудрость жизни.

     Летний отдых детей – приятная и хлопотная забота взрослых. И готовить радости детского лета надо заранее. Как это делается в Новосибирской области, представлено в пресс-релизе Новосибирского областного Совета депутатов (web-site: www.sovet-nso.ru) и в информации пресс-службы на сайте www.regnum.ru.

     «В летний период в Новосибирской области планируется открыть 88 загородных оздоровительных учреждений. Будут работать 1 200 лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений с охватом более 80 тысяч детей. Кроме того, будут функционировать 7 лагерей, находящихся на балансе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     В настоящее время в регионе идет проверка технического обеспечения детских оздоровительных заведений. Медицинский персонал и вожатые проходят специальную подготовку. В апреле пройдет семинар для руководителей детских оздоровительных лагерей Новосибирской области.

     Работниками Главного управления внутренних дел области уже принимаются меры по обеспечению безопасности перевозок организованных групп детей к местам отдыха и обратно. Также проводятся учения для поддержки общественного порядка в местах отдыха и при проведении массовых мероприятий».

     Нам знакома работа научного общества учащихся в Новосибирске, которая проходит на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», известен опыт работы летней школы одаренных детей. Готовы поделиться своим опытом летнего отдыха НОУ Омской области Е.В. Кассал, С.И. Мозговая, А.С. Махров, Б.Ю. Кассал в Бюллетене НОК «Образование плюс» № 2 (статья «Песенный фольклор школы-лагеря НОУ «Поиск»).

     «Школа-лагерь НОУ – это явление уникальное. Уникальность его в том, что все тридцать лет существования Омского областного НОУ в нем неизменно присутствует дух сотрудничества учеников и их наставников. Поэтому те, кто хоть однажды побывал в школе-лагере и проникся его атмосферой, стремятся попасть в него вновь и вновь. Среди нас много таких, кто ездил в летние школы-лагеря сначала школьником, потом вожатым, физруком, диетврачом или врачом-педиатром, старшим вожатым, преподавателем или администратором. Но об этом надо рассказывать отдельно...

     В любом коллективе людей, независимо от его социальной направленности и профессиональной ориентации, существует целый набор «своих» песен, без которых не обходится ни один вечер, проведённый в дружеском кругу. Однако есть отдельные моменты, которые выделяют песни школы-лагеря в совершенно особую группу. Во-первых, это широкий диапазон – от мягкой лирики до жесткого рока – и исполнение в масштабах от узкого круга избранных друзей на вечерних посиделках в отряде, до орлятских кругов и хорового исполнения на общелагерных мероприятиях. Во-вторых, это длительная традиция, проверенная десятилетиями. Это подтверждается ежегодным исполнением ряда песен, которые в нашем кругу не стареют и не умирают, как, например, «Тишина» А. Макаревича, почти обязательная к исполнению перед отбоем, с особым акцентом.

     Среди авторских песен членов нашего НОУ есть такие, которые сделали бы честь именитым бардам. Для нас они вдвойне дороги, ибо они – часть нашей жизни. И нам отрадно сознавать, что творческий процесс создания новых песен не прекратился и по сей день. Взрослым педагогам почему-то нравится исполнять детскую песню «А я хочу иметь щеночка». А дети придумывают для этой песни дурацкие продолжения, но с удовольствием поют серьезные песни о смысле жизни и о месте человека в жизни, сочиненные Виктором Цоем и Юрием Шевчуком.

     Песни школы-лагеря – это песни специфические, требующие для своего исполнения определенного окружения. После дневных дел, учебы и активного интеллектуального отдыха немного уставшие, но весёлые ребята становятся в «Орлятский круг», обняв друг друга за плечи, чтобы дух их слился воедино, чтобы стать одной большой и дружной семьёй. Песни школы-лагеря НОУ – это отражение отношения участников НОУ к себе и к миру. Исполняемые в городе, они словно утрачивают какую-то часть своей прелести, не несут в себе того порыва доверительности и дерзновенности. Поэтому, спев несколько песен в тёплой зимней квартире, мы непременно почувствуем тоску по школе-лагерю НОУ, и опять нам захочется вернуться в его особый мир».

     Статья интересна еще и предложенным опытом сохранения и публикации песен школы-лагеря.

     «Мы хотели помочь школьникам – будущим участникам школ-лагерей НОУ, нашим младшим друзьям – в освоении традиций нашего многосотенного коллектива и добровольно приняли на себя обязанность по подготовке сборника «Песни школы-лагеря НОУ». Работа над сборником в семьдесят страниц убористого текста с сопровождающими гитарными аккордами была проделана авторами-составителями бесплатно, как многие другие бескорыстные дела, совершаемые в НОУ . Для тиражирования сборника были привлечены спонсорские средства частных лиц, с обязательством возмещения понесенных ими расходов. Подобранные составителями тексты прошли редактирование и получили одобрение Методической комиссии Омского областного Научного общества учащихся «Поиск». Однако структурировать предлагаемый сборник было трудно, потому что под одной обложкой собрались песни разноплановые, разнонаправленные, разнохарактерные. После многократных переделок составителями и редактором сборника мы остановились на наиболее оптимальном, на наш взгляд, плане, отражающем специфику школы-лагеря НОУ. Поэтому сборник состоит из разделов, определенных известностью песни, ее популярностью и возможностью группового исполнения: это песни, исполняемые на общелагерных мероприятиях; песни «Орлятского круга»; песни для исполнения в отряде; песни для исполнения в кругу самых близких друзей».

     Журналистика – притягательная область деятельности для школьников. Их страсть к познанию тонкостей окружающей жизни, к стремлению разобраться в ее причинах и следствиях делает детскую журналистику особенно откровенной и трогательной.

     Опыт летней школы журналистики также представлен в Бюллетене НОК «Образование плюс» № 2 (статья «Ежедневная газета в летней академии»). Опыт работы летней школы начал формироваться еще в 1998 году! И теперь принцип «готовь телегу зимой» стал традиционным: подготовительная работа построена весьма ответственно и структурирована по определенным правилам.

     «В физико-математической школе № 64 на базе 9-го класса была создана команда ребят, заинтересованных данным проектом. Эти школьники каждый месяц выпускали газету «Последний писк». В ходе подготовки номера они знакомились с издательской технологией. Костяк этой редакционной коллегии и выехал в летнюю школу.

     До отъезда формировался банк изображений и фотографий, которые будут использоваться в газете летней школы.

     Разрабатывалась структура газеты, рубрики и названия. Было решено и официальную информацию (рейтинг, статистика, приказы, планы проведения мероприятий, правила общешкольных игр и т.д.) публиковать через газету под рубрикой «Официоз».

     Сформирован небольшой информационный банк. Заблаговременно были подготовлены некоторые статьи, интервью, архивы.

     Обсуждение номера завтрашнего дня проходит по такому алгоритму:
     1. Официальная информация (приказы, статистика, правила, объявления и т.д.). Всё предоставленное администрацией и преподавателями.
     2. Вечерние мероприятия. Алгоритм освещения и жанр.
     3. Сбор информации о работе одной из секций летней школы.
     4. Выбор интервьюируемого и обсуждение примерного списка вопросов.
     5. Тема и вопросы для социологического опроса.
     6. Обсуждение прочей графической и текстовой информации по рубрикам по возможности отражающей основную идею данного номера.

     Оперативная работа.

     После распределения заданий ребята приступают к индивидуальной работе. По ходу выполнения идут непрерывные консультации и разрешения организационных и спорных моментов.

     В зависимости от задания материал готовится одним человеком или группой до 3-х человек. Первое время группы формируются без учёта пожеланий. Корреспонденты обязаны поработать на все рубрики газеты. Каждый должен использовать при написании как можно больше жанров, хотя жёстких ограничений ни на жанр, ни на стиль подготовки материала нет. Например, один готовит интервью, другой передовицу, на следующий день они меняются. Только под конец сезона каждый мог выбирать то, что ему нравилось делать больше всего или лучше всего получалось.

     Основная цель такого подхода – обучить максимально большему количеству жанров публицистики, выбрать своё место в цикле создания газеты».

     Работать с одаренными детьми летом – особое удовольствие. Они всегда открыты к познанию окружающего мира, получают полноценные эмоциональные впечатления от творчества. Однако обзор был бы неполным, если бы мы не увидели и проблемных точек, которые так откровенно описаны Ольгой Андреевной Горбуновой в статье «Организация летнего отдыха учащихся (из опыта воспитательной деятельности школы)» (http://festival.1september.ru).

     Сначала почувствуйте колорит русского Севера:
     «Крайний Север. Заполярье. Начиная с побережья Белого моря и до предгорий Северного Урала, раскинулся наш Ненецкий Автономный округ, обширный по территории, разнообразный по рельефу, суровый по своему климату и богатый по запасу природных богатств. В этом заповедном месте на берегу реки Печоры расположился город Нарьян-Мар – «Красный город».

     Познакомьтесь со школой:
     «Муниципальная средняя образовательная школа № 2 – старейшая школа города Нарьян-Мара, в 2005 году мы отметили 100-летний юбилей. В настоящее время в школе успешно обучается около трёхсот детей. За многие десятилетия у нас сложились прочные традиции школьной жизни, одной из которых является организация летнего отдыха учащихся школы».

     А теперь оцените спектр проблем, региональных и общенациональных:
     «Суровый климат крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии здоровья его жителей. Для детей, проживающих на Севере, характерен высокий уровень заболеваемости. По данным окружной больницы, практически здоровых детей в округе – 17%. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов Севера у каждого третьего ребёнка происходит отставание на 2–5 лет возрастного развития иммунной системы. Среди детей быстро распространяется употребление алкоголя, рост числа правонарушений. На сегодняшний день в школах остро стоит вопрос сохранения здоровья детей и подростков. Разработка эффективных мер по оздоровлению учащихся, по привитию навыков сохранения здоровья имеет большое значение для администрации школы. Приоритетным аспектом в воспитательной системе школы является пропаганда здорового образа жизни, над данной методической темой наша школа работает уже четвёртый год. Организация оздоровительного каникулярного отдыха учащихся школы – одно из важных направлений данной работы».

     И несколько набросков из опыта работы пришкольного лагеря:
     «Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения…

     Составляя ежегодно план-прогноз по организации летнего отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом. В соответствии с Положением школы о летнем лагере дневного пребывания учащихся школы № 2 администрация школы организует летний отдых детей в три смены: в июне – детская площадка из трёх профильных отрядов и трудовой лагерь, в июле – детская площадка, в августе – трудовой лагерь для подготовки школы к новому учебному году. Каждый год в среднем около 160 детей (что составляет 40% от общего числа учащихся школы) отдыхает в летнем лагере при школе.

     В планирование работы лагеря при школе включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах.

     Практически перед каждой семьёй ежегодно встаёт проблема летних каникул. А особенно перед семьями многодетными, малообеспеченными, семьями так называемой «группы риска». В нашей школе таких семей большинство, микрорайон посёлка Лесозавод, на территории которого находится школа, отличается большим количеством многодетных малообеспеченных, неполных семей. В связи с затруднительным материальным положением родители в таких семьях не имеют возможности вывезти детей на летний отдых за пределы округа, школьники проводят каникулы в Нарьян-Маре. Подростки из проблемных семей, как правило, малоимущих, живут и воспитываются улицей, подвержены негативному влиянию этой среды, что провоцирует употребление наркотиков, табачных изделий, спиртного, бесцельное времяпровождение. Особенно это проявляется в период каникул, когда дети оказываются без присмотра взрослых, поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Организованный отдых детей в каникулярное время – это, прежде всего, социальная защита ребёнка. Администрация школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей-сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей «группы риска», находящихся на внутришкольном контроле. Летний отдых не замыкается рамками школы. Дети из многодетных, малообеспеченных семей получают бесплатные путёвки в летние санатории и лагеря через Центр социального обслуживания.

     Проводимая работа в данном направлении даёт возможность говорить о снижении темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.

     Политику летней оздоровительной кампании определяет уровень подготовленности педагогических кадров. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. Важным для педагогического коллектива школы является то, что каникулы – свободное от учёбы время ребёнка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности».

     Вернемся из летнего путешествия по оздоровительным лагерям и пришкольным лагерям летнего отдыха сибирского и северного регионов России в свой родной город и посмотрим глазами специалистов на проблему.

     Журнал «Воспитание и дополнительное образование» предлагает статью члена Совета Новосибирского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», заместителя директора по научно-методической работе детского оздоровительного лагеря «Дзержинец» Елены Вениаминовны Лисецкой «Разработка программ деятельности детского оздоровительного лагеря. Работа над ошибками». Вся работа – четкий лаконичный анализ ошибок в разработке и решении программы летнего отдыха. Обозначим направления, которые анализирует автор (курсив наш):
     «Неполная структура. Действительно, программа деятельности всегда состоит из определенных, четко фиксируемых разработчиком структурных компонентов. Отсутствие некоторых из них, обязательных, не позволяет в полном объеме реализовать разработанную программу.

     Нарушение логики построения. Любые, сознательно выделяемые компоненты программы деятельности обязательно должны находиться между собой во взаимосвязи. Если эти взаимосвязи нарушаются, если не просматривается общая логика, то программа не отвечает истинному своему предназначению.

     Сложность изложения. В этом случае авторами-разработчиками программы вводятся собственные, явно избыточные понятия, не сопровождающиеся должными объяснениями и конкретизацией. Это существенным образом сказывается на качестве восприятии текста, а, следовательно, и на реализации основных идей программы.

     Механизмы реализации. Это, пожалуй, самый сложный компонент программы. Он представляет собой краткое и лаконичное описание системы организационно-педагогических действий, направленных на реализацию концептуального замысла, системы стратегических и тактических идей программы (проверяется эта часть предельно простыми вопросами: Что необходимо сделать? В каком порядке? В какие сроки? и др.). Главное назначение этого раздела – продумать, как написанное на бумаге превратить в реальную деятельность. Об этом никогда не следует забывать разработчикам программ.

     Кроме того, важно, чтобы программа не превратилась в самоцель. Такое тоже случается на практике.

     И, вероятно, самый опасный случай непроизвольных ошибочных действий создателей любых программных документов – это непонимание сущности программы. В таких случаях за программу (под которой понимается обычно документ, имеющий свои специфические свойства, признаки и характеристики) выдается все что угодно, только не сама программа, как таковая. Либо это может быть, например, элементарный план мероприятий, либо – некоторая абстрактно составленная модель будущей деятельности. И то и другое, конечно, может иллюстрировать программу в качестве ее дополнения, но ни в коем случае не должно искажать базовых признаков и свойств действительно программного документа».

     Журнал «Воспитание и дополнительное образование» предлагает целый ряд актуальных работ, которые могут быть интересными для организаторов летнего отдыха: здесь и экспертиза качества организации летнего отдыха детей, и летние вечерние площадки в микрорайоне (из методической копилки Городского центра детского творчества г. Бердска), и дачный летний лагерь. Обо всем можно узнать, посетив сайт http://www.websib.ru.

     Готовь сани летом, а телегу зимой – говорит русская пословица. Готовимся. С наступающим летом!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru