На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 20 июня 2019
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью

     Как изучение природы родного края и туризм развивают чувство патриотизма? Есть ли в Новосибирской области районы, уникальные с точки зрения истории, географии и биологии? Куда отправиться с детьми в поход и как научить их бережно относиться к природе и любить Родину? На эти и многие другие вопросы в рубрике «Актуальное интервью» отвечает учитель, инструктор по туризму, автор книг по краеведению, человек, посвятивший всю свою жизнь педагогике и изучению природы Сибирского края, – Леонид Прокофьевич Чернобай.

     Леонид Прокофьевич Чернобай с 1962 по 1992 годы работал учителем географии, биологии, физической культуры в средней школе № 156 г. Новосибирска. Туристский стаж – 50 лет. В 70-80 годы возглавлял сборные команды школьников Новосибирской области по туризму и спортивному ориентированию. В числе воспитанников два мастера спорта и одиннадцать КМС. Как автомототурист, проехал около 160 тыс. км. Награжден четырьмя медалями. Майор в отставке. Автор изданий – «Популярный медико-биологический словарь», «Справочник-путеводитель по Салаирскому кряжу», «Река Бердь – жемчужина Салаирского кряжа», а также многих других публикаций в СМИ по биологии и географии.


     – Леонид Прокофьевич, расскажите, пожалуйста, когда Вы начали заниматься исследованиями природы Сибири?

     – Первая искорка во мне загорелась на втором курсе института после полевой практики, которая проходила в районе Издревой – в окрестностях Новосибирска. Тогда я, городской житель, первый раз непосредственно столкнулся с природой. Дальше разжечь эту искорку мне помогли преподаватели пединститута: полевая практика от 30 до 45 суток была у нас после каждого курса.

     – А почему именно Новосибирская область? Чувство патриотизма? Или нашей области уделяется мало внимания, а может, просто предмет исследований находится рядом?

     – Вы правы. Повлияло и то, что она рядом, и то, что о ней ничего не написано, хотя особенности природных ландшафтов нашей области очень разнообразны. Особенно восточная часть, которая представлена под зоной лесостепи. Есть зоны сопок, особенно на южных склонах, и таежная подзона, где очень своеобразный рельеф.

     Есть у меня любимые места, куда я часто езжу и даже придумываю им свои названия. Например, реку Дражные Тайлы я называю «Царство Берендея», потому что там очень красивые места – смешанный лес, реки с горным характером течения, чистый воздух, отсутствие населенных пунктов. Много лет занимаюсь изучением уникального в Новосибирской области района Салаирского кряжа, бассейна Берди, бассейна Ини. Сейчас уже стал выходить за рамки области: природные особенности заставляют ехать и в Кемеровскую область, и в Алтайский край, поскольку Салаирский кряж – это дугообразный хребет, который протянулся на триста километров. На днях как раз побывал там для уточнения некоторых вопросов, связанных с новой книгой, которая выйдет в ближайшее время и будет называться «Там, где течет Иня».

     – Для того чтобы исследования были более полными, Вам, наверное, постоянно приходится пополнять свои знания – и не только в области географии?

     – География, история и биология тесно взаимосвязаны. И, конечно, все это входит в единое понятие – краеведение, описание своего края. Мне, безусловно, помогает образование. В 1968 году я был на всесоюзном слете юных геологов – готовил команду по гидрологии. Если по другим дисциплинам мы занимали 34, 48 место, то по гидрологии заняли третье в Советском Союзе.

     И свой туристский путь я начал именно с воды. В 1958 году я участвовал в шлюпочном походе по маршруту «Новосибирск – Камень-на-Оби», когда было заполнено Обское водохранилище и начали работать шлюзы – по сути, мы шлюзовались первыми. Мы прошли на веслах под парусом 200 км в одну сторону и 200 км в другую. Наверное, это и послужило тому, что я отдал предпочтение воде.

     Мои работы по большей части связаны именно с гидрологией, хотя в них описывается и история заселения – это музейная, архивная работа. У меня налажено взаимодействие с музеями Новосибирских районов, я связан с геологами. Вот, например, в книге, которая сейчас готовится к печати «Там, где течет Иня», главу о геологическом строении я попросил написать кандидата геолого-минералогических наук, старшего научного сотрудника СНИИГГиМСА. Благодаря этому в работе будет качественная характеристика геологического строения района – мне ее было бы намного сложнее сделать.

     Я же основное внимание уделяю именно гидрологии, поскольку человек всегда поселялся на берегах рек. Вода – это самый распространенный элемент в природе. И, как сказал академик Ферсман, людей проще накормить, чем напоить. Сейчас принята программа по очищению малых рек, которым в том числе занимается и молодежь Новосибирска. Это экологическая программа, я ее поддерживаю и очень рад, что люди, особенно молодые, начали понимать, что без чистого воздуха, чистой воды и чистого леса жить человеку будет невозможно.

     – У новосибирцев есть свои популярные места дикого туризма – Алтай, где удается отдыхать довольно часто, и Байкал, о котором большинство мечтает. А вот природа Новосибирской области, видимо, из-за нашего незнания, теряется на этом фоне. Расскажите, пожалуйста, что в ней особенного?

     – Уникальных мест много. Например, Салаирский кряж расположен всего в двухстах километрах, и добраться до него на хорошем автомобиле можно за два часа. Салаирский кряж богат золотом – некоторые даже могут попытать счастья с лотком. Таких месторождений очень много, особенно в правых притоках Берди и левых притоках Ини. В районе Искитима и села Петени Маслянинского района можно увидеть добычу мрамора. Здесь добывается мрамор, который ничем не уступает бразильскому, а, между тем, бразильский и карельский гранит привозят к нам для отделки станций метро. Вот такой парадокс. Более того, у нас есть уникальный Горловский угольный бассейн – второй после Вьетнамского. Уникальный и по своему качеству, и по запасам. Уголь идет на производство электродов, на базе этого бассейна построено предприятие – Линевский электродный завод.

     Многие не знают, что у нас можно заняться рыбалкой хариуса – это удивительное увлечение. Правые притоки Берди, левые притоки Ини богаты этой рыбой. Очень интересное место – левый приток Берди река Елбань. Там обнаружены поселения людей III-II тысячелетия до н.э. и ведутся раскопки.

     Кроме того, есть уникальные места, где можно просто отдохнуть, находясь в окружении соснового или пихтового леса с примесью березы или осины. По своим природным характеристикам Салаирский кряж ничем не уступает Алтаю. Единственное преимущество Алтая – это высокогорье, чего нет в Салаирском кряже. Но сопки высотой от четырехсот до пятисот метров – тоже очень своеобразное и интересное зрелище. Здесь черневая тайга, которую на Алтае можно встретить крайне редко. А главное – мы здесь родились, это наша малая Родина.

     – А может педагог вывезти класс в 12-ти часовой поход, или это далековато?

     – Далековато, и требуется подготовка. Лучше начать с однодневных походов в окрестностях Новосибирска. У нас есть прекрасные места: устье реки Издревой, ее нижнее течение. Доехать до этого места – всего лишь 45 минут на электричке, а там уже все в руках педагога-организатора.

     – Сейчас в школах краеведение преподают факультативно. Какие рекомендации Вы можете дать современным педагогам?

     – У каждого преподавателя своя методика. Но заинтересовать детей может только тот человек, который сам горит. Если учителя географии или истории насильно заставлять идти с детьми в поход, ничего не получится. Человек должен быть сам одержим, и через эту одержимость он многого может добиться.

     – Своих учеников Вы водили в походы?

     – Практически каждое воскресенье мы куда-то шли: занимались картами, изучали природные ландшафты окрестностей Новосибирска. После окончания учебного года походы были более дальними. Но они, опять же, были связаны с правобережьем, потому что левобережье для меня менее привлекательно с природной точки зрения, хотя для кого-то оно, может быть, и более значимо.

     – Как Вы считаете, изучение родного края может привить школьникам уважение к нему?

     – Для городских ребятишек это очень значимо. Мои ученики, некоторым из которых уже шестой десяток, до сих пор вспоминают походы. Они были настолько увлечены этим делом, так приобщены к природе, что и сейчас ездят со своими детьми и даже внуками. Благо, сегодня этому способствует и наличие транспорта, и отличные автодороги, по которым можно отъехать от Новосибирска в экологически чистые места.

     А раньше был, в основном, пеший и лыжный туризм. Поэтому надо было научить детей ходить на лыжах, а в пеших походах устраивать бивуаки: разводить костер, готовить пищу, работать с картой, правильно определять свое местонахождение – с этого и начинается общение с природой. На такой контакт пошли не все – некоторым стало слишком сложно или неинтересно. Но большая часть осталась. Например, на днях мне звонил Александр Ищенко (Печенкин), кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию. Он со своим сыном ездил на Пихтовый гребень Салаирского кряжа. Это говорит о том, что связь поколений осуществляется и никуда не уходит. Человек, один раз побывавший в таких походах, не только оставляет память об этом удивительном общении с природой, но и продолжает его в дальнейшем – как говорится, нужно только один раз побывать в горах, чтобы потом опять тянуло в горы. Еще один ученик пошел немножко по другому пути – это Александр Горюнов – он, к сожалению, погиб в горах Тянь-Шаня. А Вадим Юдошкин, который занимался водным туризмом, до сих пор продолжает возить экспедиции на Алтай. Таких примеров масса. А если ученики продолжают дело учителя, это для учителя большая радость и гордость.

     – Вы 30 лет проработали в школе, можете сравнить – насколько изменились дети за время вашей работы?

     – Конечно. Я ушел из школы в 1992 году, мне был 51 год. Я бы мог еще работать, сил было предостаточно. Но те изменения, которые произошли в стране – я их не принял. И дети, в связи с этими изменениями, тоже стали другими. В последние годы мне стало трудно привлекать детей в походы – у них появились другие интересы, другие желания. И я ушел из школы, начал заниматься своим любимым делом – ретротехникой.

     – Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

     – Сейчас я являюсь руководителем региональной общественной организации «Ретротехника», которая занимается поиском, реставрацией автомобилей, являющихся историческим и техническим наследием нашей страны. У нас есть клуб, в котором около 100 человек.

     – А у Вас в коллекции автомобилей есть любимцы?

     – К чему-то человек привязан больше, к чему-то меньше, это нормальное состояние. Поэтому, конечно, есть. Меня больше притягивает техника военных лет. Это внедорожники – Willis, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69. Да и сейчас у меня внедорожник – «Нива». На этих автомобилях можно проехать туда, куда простые автомобили не доберутся, проехать туда, где человек только пешком пройдет.

     – То есть одно дело жизни помогает другому?

     – Конечно. На днях я проехал 650 километров на своем автомобиле – это немало. Это хорошая физическая нагрузка, сидеть и писать устаешь, а смена занятий позволяет увидеть больше, переговорить с кем-то, уточнить, чтобы работа была написана более грамотно

     – А молодежь привлекаете?

     – Конечно. У нас при автомотоцентре действует филиал «Ретротехники», он находится в Октябрьском районе. Занятия ведет Борис Алексеевич Лихачев. Он работает с детьми из соседних школ – они с удовольствием занимаются этим делом, участвуют в наших парадах, выставках. Здесь и история, и реставрация, и военно-патриотическое воспитание.

Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru