На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования
Информатизация образования
Ведущая рубрики – Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО

Уважаемые коллеги! Читатели электронной газеты!

     Очередной выпуск газеты «Интерактивное образование» посвящен патриотическому воспитанию. На первый взгляд, разговор на эту тему в рубрике «Информатизация образования» может быть очень пессимистичным.

     Действительно, компьютеры, произведенные в России, собираются из деталей зарубежных фирм. Средства коммуникации развиваются по аналогии и на элементной базе заграничных компаний. Программное обеспечение, используемое большинством жителей планеты, разработано не в нашей стране. Мало того, число наиболее талантливых сотрудников зарубежных компаний, работающих на рынке информационно-коммуникационных технологий, постоянно растет за счет выпускников российских вузов.

     Очевидно, что проблема серьезная, и ее не решить лишь силами педагогического сообщества. Однако именно педагоги ответственны за патриотическое воспитание личности, должны и могут прилагать максимальные усилия для того, чтобы изменить ситуацию. Если, конечно, сами учителя считают, что ее необходимо менять.

     Исходя из того, что для большинства из нас одним из ожидаемых результатов педагогической деятельности является процветание России, остановимся подробнее на том, как может осуществляться патриотическое воспитание школьников в условиях информатизации жизни общества.

     Надеюсь, что этот разговор будет продолжен при вашем участии в будущем, найдет отражение в планах воспитательной работы на 2007/08 учебный год.

     Удачи Вам, уважаемые коллеги!

Как воспитывать патриотов в эпоху информатизации жизни общества?

Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО

     Вопрос, вынесенный в название статьи, далеко не праздный. Каждому человеку, профессионально или в соответствии с социальным статусом занимающемуся воспитанием подрастающего поколения, понятно, что новое время требует новых методов обучения и воспитания личности.

     Однако очень часто эти методы, позволяя добиться высоких результатов обучения, не оправдывают надежды педагогов и родителей на воспитательный эффект. Например, освоивший современные информационно-коммуникационные технологии подросток мечтает пополнить ряды выехавших за границу россиян, шутки ради взламывает электронные счета пенсионного фонда, с энтузиазмом участвует в националистических форумах. Перечень негативных проявлений, связанных с неэффективным патриотическим воспитанием, можно продолжить. Проблема заключается в том, как эти проявления не допустить, или, хотя бы добиться отрицательного отношения к ним у большинства школьников.

     Есть смысл обратиться к традициям патриотического воспитания. Общеизвестно, что патриотизм как качество личности формируется в деятельности на благо Родины. Чем младше школьники, тем ближе к их повседневной жизни должна быть эта деятельность. Уже в начальной школе ученики, осваивая возможности компьютера, сначала выполняют задания учителя, а затем работают над проектами. Существенное значение имеет их тематика и содержание, но не менее значимым в контексте рассматриваемой проблемы является адресность.

     Кому адресован проект, посвященный, например, экологическому состоянию школьного двора, родного района? Огромное воспитательное значение имеет осознание ребенком, что его деятельность, направленная на конечный социально важный результат, будет представлена одноклассникам и значимым взрослым. Тогда и освоение технологий работы с информацией будет подчинено воспитывающей цели.

     Одним из ярких примеров формирования готовности служить Родине является идея Т.В. Осколковой, учителя начальных классов гимназии № 10 г. Новосибирска, предложившей четвероклассникам разработать учебные демонстрационные материалы для будущих первоклассников. Налицо осознаваемая детьми актуальность деятельности – недостаточное число ярких и интересных средств наглядности. Одновременно с этим выпускники начальной школы оценили практическую значимость проекта. Желание быть полезными любимой учительнице, родной гимназии, детям, которые только начнут учиться, стимулировало творческую активность младших школьников, способствовало развитию ответственности за результаты своей деятельности.

     Чем старше школьники, тем масштабнее проекты, которые ими реализуются, тем значимей может быть вклад информационной деятельности в патриотическое воспитание личности. В качестве положительных примеров можно назвать работы учеников межшкольного учебного комбината Дзержинского района г. Новосибирска И. Котова и И. Алифанова «Парк «Березовая роща», «История храмов Новосибирска». Эти проекты пополнили электронный образовательный ресурс Новосибирского сайта, но, самое главное, их выполнение способствовало привитию бережного отношения к истории малой Родины, к своим родным местам. Еще один выдающийся в аспекте патриотического воспитания проект, выполненный школьниками, – сайт, созданный учеником Второй Новосибирской гимназии А. Сазыкиным, на котором представлена информация о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы г. Новосибирска.

     Особое значение для патриотического воспитания имеет изучение школьниками государственных символов Российской Федерации, других стран, символов региона, города, образовательного учреждения – герба, флага, гимна. Использование современных технических средств визуализации информации позволяет организовать работу по изучению символики на новом, привлекательном для школьников уровне. Именно так поступают педагоги лицея № 200 г. Новосибирска, уверенные в том, что зрелищность и эмоциональность предъявления значимой информации усиливает воспитательный эффект любого образовательного события.

     Этот же подход к использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе исповедуют учителя гимназии № 9 г. Новосибирска. В этом образовательном учреждении большое внимание уделяется формированию интернационализма, культуры межнационального общения. В результате высокий уровень сформированности уважения к культуре других народов и стран.

     Не секрет, что содержание образовательного процесса может оказать наиболее сильное воздействие на патриотическое воспитание личности в результате систематической, дозированной и целенаправленной работы учителя. О чем же есть смысл рассказывать ученикам применительно к информатизации, укрепляя и развивая их чувство любви к Родине?

     Можно рассказать, например, о жизни и деятельности нашего соотечественника академика С.А. Лебедева. В начале 50-х годов под его руководством была введена в эксплуатацию вычислительная машина первого поколения БЭСМ (быстродействующая электронная счетная машина), которая в течение нескольких лет являлась одной из наиболее совершенных в Европе.

     Личность, которой гордится российская наука, – академик А.И. Берг, который совместно с В.М. Глушковым, психологами В.П. Беспалько, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной разрабатывал основы программированного обучения. Результатом этой работы является современная технологизация образовательного процесса.

     Гордость Новосибирска – академик А.П. Ершов, который вместе с коллегами внес значительный вклад в разработку организационно-педагогических и методических мероприятий информатизации образования в начале 80-х годов. По их инициативе разрабатывались учебные языки программирования «Робик» и «Рапира», система базового программного обеспечения «Школьница», экспериментальные обучающие программы по предметам общеобразовательного цикла. Были созданы и успешно работали летние всесоюзные школы юных программистов, заочная школа программистов при участии журнала «Квант».

     Немало замечательных ученых развивают информатизацию образования и общества в целом. Многие из них закончили новосибирские школы и университеты, живут на одной улице со школьниками. Знакомство с этими людьми, многие из которых сегодня трудятся над такими значимыми проектами, как создание технопарка в Новосибирске, развитие сферы нанотехнологий в России, позволит эффективнее формировать у школьников знания и представления о достижениях нашей страны в области науки и техники.

     Еще более сильным воспитательным воздействием на личность может оказаться популяризация достижений российских школьников, в том числе и учеников новосибирских школ, на международных олимпиадах, конференциях и конкурсах по информатике и информационным технологиям.

     В заключение хотелось бы отметить, что приведенные примеры не позволяют претендовать на исчерпывающий анализ формирования и развития патриота в условиях информатизации жизни общества. Скорее это приглашение к разговору о том, как можно воспитывать личность в новых условиях жизни на основе традиций патриотического воспитания.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru