На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 20 июня 2019
Выпуск №11, июнь 2007
Тема номера:
«Развитие системы патриотического воспитания в г. Новосибирске»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Глазами школьника 03
Актуальное интервью 04
Музейный компас 05
Информатизация образования 06
Школа здоровья 07
Обзор педагогической прессы 08
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики –
Наталья Владимировна Федорова
,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ

Обзор педагогической прессы
(Обзор печати по патриотическому воспитанию)

Есть одна ценность, которая во многом
объемлет все другие ценности, - это патриотизм…
Каждый, количественно даже самый малый народ
в нормальных условиях всегда справедливо гордился
делами своей страны, города, села, что не мешало
ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов.
Человек, лишенный патриотизма, легко продает и силу,
и ум, и – если сможет – богатство страны тем,
кто дороже заплатит, не думая
ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках.
Президент Российской академии
образования Н.Д. Никандров

     «Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое, военно-патриотическое воспитание?» С этих вопросов начинает статью «Патриотизм: к определению понятия» заместитель директора по обеспечению безопасности школы № 292 г. Москвы, профессор Академии военных наук, учитель высшей квалификационной категории В. Микрюков. Автор проводит подробный анализ определений слова «патриотизм» в разных словарях от В. Даля до современных энциклопедий и справочников.

     Весьма интересны исторические экскурсы автора, направленные на разграничение понятий патриотизма и национализма, определение нравственных категорий патриотизма, проявляющихся в поступках и деятельности человека.

     В работе приведены яркие цитаты президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова (цитата вынесена в эпиграф), философов П.Я. Чаадаева, И.А. Ильина и др., каждая из которых достойна быть в кабинете истории и школьном музее, на празднике Победы и в День защитников Отечества. Автор вспоминает строки замечательной песни «С чего начинается Родина?» и, наконец, дает свое определение патриотизма.

     Вся статья читается на одном дыхании. Приведу лишь один абзац: «Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства». (Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2–8).

     Патриотизм – явление социальное.

     Патриотизм – явление историческое. А много ли мы знаем об истории формирования патриотического духа в будущих гражданах России? Узнать об этом можно, например, прочитав статью И.Ю. Юрочкиной «Значение деятельности Новониколаевского реального училища в формировании образовательного пространства Новониколаевска на рубеже XIX-XX веков».

     Автор, изучив архивные материалы, делится с читателями тем, что «попечитель Западно-Сибирского учебного округа, к которому обращались с многочисленными просьбами, письмами по вопросам образования, способствовал начинаниям в развитии экскурсионной деятельности как в городе, так и за его пределами»…

     Следует отметить обширную географию маршрутов. Направления, возраст участников экскурсий, количество человек в группах – самые разные, и содержание деятельности соответственно тоже. В основном, авторами идей, разработчиками и реализаторами намеченных планов были учителя-предметники.

     Один из маршрутов был предложен преподавателем естественной истории и географии А.Г. Лушиным. «Из Новониколаевска – железной дорогой до Самары; от Самары пароходом до Астрахани; из Астрахани до Баку – Каспийским морем; из Баку – Закавказской железной дорогой на берег Черного моря; по Черному морю до Крыма – пароходом; далее – верхом по южному берегу Крыма; из Севастополя – железной дорогой до Екатеринославля; по Днепру – пароходом до Киева; от Киева – железной дорогой в Москву». Затраты ложились на плечи семьи учащегося. Ученики тоже не сидели без дела, они организовывали платные концерты и устраивали театрализованные постановки, выставки-продажи работ, изготовленных своими руками, а вырученные от продажи билетов и «экспонатов» деньги шли на оплату дороги, жилья во время путешествия и другие, связанные с ним расходы».

     Такая деятельность способствовала «высоко патриотическому делу ознакомления нового поколения граждан с обширной родиной, ее пестрой экономической и культурной жизнью и разнохарактерными ландшафтами, углублению любви к Отечеству». (Юрочкина И.Ю. Значение деятельности Новониколаевского реального училища в формировании образовательного пространства Новониколаевска на рубеже XIX-XX веков // Сибирский учитель. – 2006. – № 6. – С. 48-54).

     Сегодня Новосибирск также принимает и развивает идеи патриотизма и гражданского воспитания детей и молодежи. Так, на Всероссийском научно-практическом семинаре «Участие детей в жизни общества: региональная специфика», проведенном в апреле 2007 года на базе Новосибирского государственного педагогического университета, выступила З.И. Лаврентьева с анализом деятельности детских общественных объединений в современном обществе.

     «Самой крупной общественной организацией детей продолжает оставаться пионерская. … Другое крупное общественное объединение детей и подростков носит название «Мужество, героизм и воля» (МГиВ)… Крупным сообществом города является Новосибирская Ассоциация детских объединений (НАДО)...

     Если рассматривать деятельность этих объединений только с внешней стороны, то можно сказать, что происходит дальнейшее развитие традиционных методов и форм клубной работы. Однако это будет не совсем верно. Перед нами тенденция превращения кружков и клубов по интересам в детские общественные организации».

     «Формирование гражданственности как интегративного качества личности, – развивает идею предыдущего оратора А.О. Катионова, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, – позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным…

     Основные черты гражданского образа личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого как в институализированных формах, так и в стихийной социальной среде… Соответственно основная цель гражданского воспитания состоит в воспитании в человеке нравственных идеалов общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и, возможно, государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития свободного правового общества». (Всероссийский научно-практический семинар «Участие детей в жизни общества: региональная специфика», 11-13 апреля 2007 года. – Новосибирск, 2007).

     Современные технологии патриотического воспитания строятся на сложившихся традициях, целые регионы отводят этому направлению работы главное место.

     Так, губернатор Ставропольского края А. Черногоров, перечисляя богатую картину мероприятий, главным направлением называет работу по гражданскому, трудовому и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

     «С 2000 года наряду с десятками клубов и объединений по интересам у нас действует краевая общественная организация «Союз детей Ставрополья»… В 2002 году было создано государственное учреждение «Ставропольский краевой центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

     Основано более 200 военно-патриотических клубов и объединений, 8 постоянно действующих детско-юношеских постов, которые несут службу у мемориалов и памятников, связанных с памятными историческими событиями края. Постоянно проводятся акции «Письмо ветерану», «Спешите делать добро». Ребята из тимуровских отрядов помогают ветеранам. Проводятся традиционные спортивные соревнования в честь земляков – героев России, школьники принимают участие в Ставропольском межрегиональном конкурсе «От песни на Ставрополье – к миру на Кавказе».

     «Зарница у нас проводится постоянно. Мы не нарушали этой традиции ни разу – независимо от политической конъюнктуры. Этот уже 32 финал. Правда, менялась программа, становилась все более наполненной и интересной. Пополнялось и количество участников. Так, 30-летие «Зарницы» было международным».

     Во время обсуждения с председателем комитета ГД РФ по образованию и науке Н.И. Булаевым опыта патриотического воспитания в Ставропольском крае «родилась идея о необходимости пропагандировать опыт Ставрополья». Губернатор в статье так ответил на предложение: «…Я, губернатор, уверен: эта та «классика» воспитания детей на лучших образцах гражданственности, которая является нашим общим российским завоеванием и не подлежит инфляции. Обновление может идти по форме, но не по содержанию».

     Об этих и многих других гражданских и патриотических традициях, а также формах проведения мероприятий и акций читайте в статье губернатора Ставропольского края, члена Государственного Совета РФ, кандидата юридических наук, доктора экономических наук А. Черногорова «Воспитываем детей на лучших образцах гражданственности, патриотизма». (См. Народное образование. – 2007. – № 3. – С. 27-31).

     И, наконец, о программе гражданского и патриотического воспитания. Она требует системного подхода и серьезных оценочных критериев. «Очевидно, что на уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру данного образовательного учреждения» – читаем в работе М.В. Шакуровой и Е.А. Зелениной «Программа «Я – гражданин».

     Авторы, расшифровывая ведущие направления деятельности, способствующие реализации программы гражданского воспитания, раскрывают их сущность. Назовем некоторые, наиболее актуальные из них, выделенные авторами программы:
     - «ликвидация правовой безграмотности членов гимназического сообщества посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина»;
     - «профилактика противоправного поведения»;
     - «развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, строить контраргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.п.)»;
     - «ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям»;
     - «побуждение учителей и родителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому»;
     - «развитие лидерских качеств и привлечение членов гимназического сообщества к решению социально значимых проблем».

     В работе описаны сроки реализации программ содержательной деятельности на каждом этапе и ожидаемые результаты. Интересен план мероприятий, который предусматривает как работу с учащимися (конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава», уроки мужества на базе школьного музея, концерт для жителей микрорайона «Я люблю тебя, Россия», работа проектных групп учащихся в рамках НОУ), так и работу педагогов в данном направлении (от традиционных тематических заседаний МО и педсоветов до подготовки месячника патриотического воспитания, декады, посвященной Великой Победе, недели «День рождения района»).

     Программа может быть использована для разработки мероприятий в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования школьников и молодежи. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа «Я – гражданин» // Классный руководитель. – 2007.– № 3. – С. 121-129.

     История делается сегодня. Каждый из нас – участник этого деяния. Гражданская позиция – это и духовно-нравственная оценка собственной деятельности, и реальное стремление совершенствовать жизнь вокруг себя. Патриотизм, безусловно, – любовь к Отечеству, беззаветное желание служить ему, это качество каждого и всех в общем национальном чувстве долга, ответственности, преданности Родине, гордости за ее героическое прошлое и твердой веры в ее светлое будущее.

     В патриотизме – будущее России!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru