На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Менеджмент в образовании
Менеджмент в образовании
Сергей Владимирович Федорчук,
директор Городского центра информатизации «Эгида»
г. Новосибирска

Роль информационных технологий в управлении школой в современных условиях

     XXI век существенно изменил картину мира, внёс мировоззренческие коррективы в представления человека об обществе и самом себе. Смена доминаты мышления, сопровождаемая бурным техническим прогрессом, требует от нас проявления большей социальной мобильности и личностной активности. Атомизация общества ведёт к индивидуализации сознания. В этом случае на первый план выходит не коллективное мышление, не осмысление себя как части чего-то целого – класса, сословия, социальной группы, а ощущение себя самодостаточной частью мироздания – личностью, полностью ответственной за свои деяния.

     Основополагающим принципом существования человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса может быть только постоянное самосовершенствование и перманентное самообразование. «Знание – сила», – писал Фрэнсис Бэкон в конце средневековья, «знание – основа и смысл деятельности», – говорит человек XXI века. Жить, в наше время – это не только познавать и учиться, но и уметь ориентироваться в постоянно нарастающих информационных потоках, когда знания необходимые тебе сегодня, завтра уже морально устаревают.

     В этом смысле наука и образование стали в XXI веке решающим производственным и культурным фактором, который формирует бытие и образ современного человека, от которого зависит развитие социальной инфраструктуры, политической системы, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли. Успех сегодня гарантирован только тем, кто имеет доступ к информационным ресурсам, кто умеет ими управлять, кто располагает интеллектуальным багажом, необходимым для саморазвития, кто идёт в ногу со временем и способен получать и обрабатывать информацию, а главное – активно применять её в повседневной жизни.

     Человек, не понимающий это, обречён и не имеет шансов занять высокое, достойное место в существующей социальной иерархии. Высказанная мысль – жестока, но не участвовать в жизни мира, вставшего на путь глобализации, практически невозможно. Он затягивает человека целиком, он не приемлет половинчатых решений, он подчиняет себе и не допускает при этом никаких нравственных сомнений и метаний. И у человека XXI века имеется только две реальные перспективы: либо принять сложившиеся правила игры и стать человеком информационного общества, либо отказаться от самосовершенствования и оказаться на обочине «столбовой» дороги цивилизации. Выбор пути в наших руках, и делать его пока ещё не поздно, но и времени на раздумья тоже нет.

     Глобализация сегодня термин не столько социально-экономический, сколько культурологический, где глобальный характер носит «взаимопроникновение» и «переплетение» между собой достижений и традиций различных цивилизаций. При этом происходит интеграция не только экономических, социальных и политических систем различных стран, но и единение культурно-исторических и религиозно-философских систем. Законы конкуренции начали напрямую экстраполироваться на социальную сферу, а профессионализм всегда основывался на компетентности, самообразовании и целеустремленности. Законы конкуренции требуют от современного работника самостоятельности, гибкости, вариативности, коммуникабельности и динамичности. Человек информационного общества должен уметь учиться, то есть получать знания, и грамотно, то есть профессионально, их использовать.

     В этой связи на систему образования ложится колоссальная ответственность за человека, который должен, оставаясь полноправным членом социального сообщества, умело развивать в себе индивидуальность – природой данные таланты и умения. Специалист XXI века должен обладать высоким уровнем информационной культуры, владеть корпоративными информационными технологиями, современными методиками поиска и анализа информации. Общество требует от человека всесторонней грамотности, и человек должен уметь ответить на этот вызов.

     Как пишет доктор педагогических наук Е.С. Полат, определяя основные направления развития современных образовательных систем: «педагогика – наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов». Поэтому педагог должен в полной мере владеть современным инструментарием – как методикой преподавания своего предмета, так и средствами актуализации полученных знаний и умений.

     В последние годы много говорится о необходимости коренного изменения стратегии российского образования, приближении его к условиям современной жизни и ориентации на интересы участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. Основная задача российского образования в условиях модернизации может быть сформулирована как формирование патриотической и креативной личности с толерантным мышлением.

     Символом современной культуры стало «знание», полученное с помощью компьютера и информационных технологий. Работа человека с информацией теперь и важнейшее умение, и первостепеннейшая его потребность. Появилось даже новое понятие «информационная культура», под которой понимается часть общей культуры современного человека, отражающей достигнутый уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и ее использования, а также способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений.

     В настоящее время уже трудно представить себе школу, не применяющую в своей деятельности компьютерную технику и информационные технологии. Интернет, базы данных, электронная почта, использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности, в бухгалтерии и в управлении школой – реальность, с которой нам приходится считаться.

     Происходят существенные изменения и в управлении образовательным процессом. Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Руководители применяют информационные технологии при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и педагогических работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами, организации учебно-методической и договорной деятельности.

     Целью внедрения информационных технологий в процесс управления школой является повышение качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно при соответствующем оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, программным обеспечением и свободным доступом к электронным ресурсам. Интенсификация информационных потоков привела к внедрению с 1 сентября 2007 года системы электронного документооборота посредством электронной почты. Мониторинговые исследования, проведенные нами в 2007 году, показывают, что использование электронного документооборота повышает оперативность получения информации на 40 %, а качество информационного обмена на 10-15 %.

     Одним из важнейших требований перехода на новую систему оплаты труда является наличие в образовательном учреждении эффективно работающей локальной компьютерной сети, медиатеки, регулярно обновляемого сайта, а также компьютерная грамотность педагогического коллектива. От данного коэффициента будут зависеть объёмы финансирования школы. Однако на 1 августа 2007 года только в 123 школах функционировали локальные сети, в 150 – были информационные сайты, из которых регулярно обновлялось только 18. Ситуация в корне изменилась в сентябре 2007 года, когда в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области, используя программу E-Publish, практически все школы создали собственные сайты, опубликованные на федеральном сервере edu.ru. Сайты обновляются два раза в месяц.

     Согласно данным мониторинговых исследований только 20 % представителей школьных администраций имеют навыки работы с электронными базами данных. Публичность и прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности школы требует от нас приложить немало усилий по решению поставленных задач. Так, за 2008-2010 годы муниципалитет планирует вложить свыше 3 000 000 рублей на создание школьных локальных сетей и 6 500 000 рублей на подключение школ к единой образовательной сети мэрии на основе оптоволоконных линий связи.

     Вместе с тем, отсутствие единой электронной системы администрирования учебного процесса во многом затрудняет процесс управления школой. Систематизация данной информации важна для продуктивной работы учреждения. Данные статистики показывают, что оптимизация управленческой деятельности в школе возможна за счет эффективного внедрения автоматизированных информационных систем управления (АРМов).

     По данным муниципальной статистики на 1 сентября 2006 года, 33 образовательных учреждения города самостоятельно внедрили и эффективно используют системы управления учебным процессом. В целом по Новосибирску используется порядка 5 автоматизированных систем управления образовательным процессом: «АРМ школа», «1С: Хронограф» и ряд других.

     В указанных АРМах систематизирована информация об учениках, педагогах, нормативная документация образовательного учреждения, учебная и методическая информация, бухгалтерия. Так, программный пакет «1С: ХронографШкола», который в качестве эксперимента запущен в 70 школах Кировского и Ленинского районов, представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования деятельности и является платформой для создания информационной базы данных школы, что позволяет:
     - создавать базовую информацию общего доступа;
     - систематизировать кадровую работу и данные об учащихся;
     - автоматизировать вопросы планирования и организации учебного процесса и административно-финансовую и хозяйственную деятельность.

     В программе реализованы возможности формирования разнообразной внешней и внутренней отчетной документации, как установленного государством образца, так и произвольной. В 2008-2009 годах, в случае удачного завершения эксперимента, планируется внедрение данной системы во всех школах города.

     Таким образом, эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование информационных технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов. Если руководитель образовательного учреждения сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге и формирует личность информационного общества.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru