На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения
Точка зрения
Жанна Владимировна Курченкова,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Второй Новосибирской Гимназии,
лауреат Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2007»

Через конкурс – к совершенству

Единственное счастье в жизни –
это постоянное стремление вперед.
Эмиль Золя

     Эти слова великого французского писателя наилучшим образом характеризуют меня как педагога современности.

     Девять лет назад, прейдя в школу, переступив порог тогда еще гимназии №2 Ленинского района г. Новосибирска, у меня не было практически ничего: знание языка, четыре года университета и маломальское представление о том, что нужно делать, а главное, как. Тогда я панически боялась ошибок и старалась свести до минимума последствия своего профессионального несовершенства. Мой педагогический рост, осуществляемый путем проб и ошибок, заблуждений и преодолений себя, – было не что иное, как постоянный эксперимент с детьми, последствия которого могли быть весьма драматическими: исправить педагогический брак очень трудно, а зачастую и невозможно. Именно поэтому я раз и навсегда решила не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед, соответствовать духу времени, ставить цели, а главное, достигать их.

     Сегодня у меня есть опыт, который обобщен, оценен и рекомендован к распространению. Мои ученики – лауреаты лингвистических конкурсов, победители районных, городских и областных олимпиад, активные участники научно-практических конференций. Почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы разных степеней – все это награда за мой труд.

     Сегодня стремительность глобальных и региональных процессов ставит нас перед фактом, когда мы не имеем возможности даже с долей вероятности предсказать, в каких условиях предстоит строить свою жизнь тем, кто сегодня приходит в первый класс. Ожидания общества от сферы общего образования, которое ныне должно стать основным ресурсом развития страны, затрагивает и вопрос о том, каким должен быть учитель нового времени. Учительство в данном контексте должно стать мощным источником инноваций и перемен не только в сфере образования – внедрение и использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, поиск новых форм и методов обучения и воспитания, – но и в социальной сфере. Мы должны воспитать личность, имеющую активную гражданскую позицию, активизировать деятельность в области социальной защиты подрастающего поколения, активно влиять на совершенствование законодательной базы в области образования. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Поддержка со стороны учителей становится важнейшей предпосылкой успешной реализации программы реформ в области образования.

     Я решила пойти по пути инноваций и перемен и, наверное, именно поэтому и оказалась среди участников Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России – 2007». Но дорога к российскому финалу была не из легких: победа в районной этапе конкурса, лауреатство в городе и вновь победа, но уже на уровне области. Сколько нужно было пережить, сколько книг прочитать, сколько бессонных ночей провести за монитором компьютера, разыскивая необходимую информацию о новейших тенденциях в области мирового образования. Сколько раз после очередной беседы с коллегами, научными руководителями и администрацией я переписывала свои работы, стремясь к идеалу. И должна сказать, что все это того стоило.

     И только сейчас, когда все уже позади, когда можно расслабиться и отдохнуть от тяжелейшей подготовки, когда нет необходимости после работы бежать еще в десять мест, пытаясь уложить все это в 24 часа, я начинаю понимать и осознавать, как мне повезло. Согласитесь, познакомиться и обогатиться опытом более чем 200 коллег, увидеть все то, что привело этих людей к победе в своих регионах, воспользоваться их идеями для повышения своего мастерства и профессионализма, оценить свои силы и возможности. Наверное, мало кто может этим похвастаться, а я могу. И пусть твердят, пусть учат нас с младенчества, что это плохо, неэтично, я горжусь тем, что я могу об этом говорить. Я благодарна тем, кто сумел убедить меня в том, что это действительно нужно, даже необходимо для дальнейшего роста, что я не проиграю, а только выиграю от участия в этом состязании, ведь среди участников конкурса нет случайных людей. Для каждого из нас школа – это жизнь, и с каждым годом сообщество лучших педагогов России растет в прямом смысле и профессионально. «Мы живем в век стремительный: меняется содержание образования, появляются и внедряются образовательные технологии, основанные на сочетании передовых научных идей и инновационной педагогической практики, но великая роль Учителя остается вечной и неизменной. И хотя нелегко ежедневно держать экзамен перед детьми и их родителями, удовлетворение от своей работы Учитель получает неизмеримо больше, чем представители других профессий» .

     Мастерство и талант педагога оттачиваются годами, концентрируются, выстраиваются в систему и воплощаются в достижениях учеников. Где как не на конкурсе такого масштаба можно встретить людей зрелого возраста с задором ребенка, увидеть, чем живут учителя из «горячих точек» нашей страны, познакомиться с лучшими учителями американского проекта «Учитель года», побывать на уроке жизни гувернантки, которая не устает прививать своим воспитанникам хорошие манеры и очаровывать произношением с берегов Сены, Роны и Луары, увидеть, как инженер мастерски обучает английскому, мысленно погрузиться в одну из многочисленных палеонтологических экспедиций, познакомиться с мужем Ирины Алферовой и, наконец, услышать и увидеть, как живем не только мы, но и вся мировая педагогическая общественность. Именно здесь стирается грань между директором школы, ученым и школьным учителем. Здесь все Учителя – Учителя с большой буквы.

     Разве не здорово пережить все этапы конкурса и иметь возможность посмотреть на себя со стороны, услышать оценку и пожелания коллег. А если вспомнить с чего все началось и к чему мы пришли в итоге конкурса не хватит и месяца. А началось все с визитной карточки. Все-таки не зря Исе Алиеву, учителю истории и обществознания, по жребию досталось завершать конкурсные выступления в жанре «визитки». Насмотревшись на выступления коллег, чеченский историк сумел обобщить все увиденное и сделать вывод: все конкурсанты похожи друг на друга и вместе с тем, замечательно дополняют друг друга. Получается, лучшая наглядная модель конкурса – матрешка. «Матрешка – это учитель, и никто ему не будет завидовать».

     Затем, спустя два дня, мы поделились опытом работы и провели уроки в незнакомом классе. А дальше игра продолжилась лишь для «пятнашки». В то время как все танцевали, катались на скейтах, роликах и велосипедах, наслаждались свободой, пели песни у пионерского костра и просто получали удовольствие от общения друг с другом, пятнадцать лауреатов продолжали борьбу за хрустального пеликана. И вновь бессонные ночи, и снова все как в первый день, те же тревоги, заботы и волнения.

     Итак, пятнадцать лауреатов на сцене и для них новые испытания: мастер-класс, лекция по философии образования и педагогические дебаты. И как бы ни было трудно, как бы не хотелось спать, мы сумели с этим справиться и, у каждого из нас было что сказать коллегам и гостям огромного Дворца культуры «Аммофос». Казалось бы, философия образования, столько написано, столько сказано, а каждый сумел увидеть свое и донести свое понимание и видение проблемы. Питерский математик предложил посмотреть правде в глаза и признать, что начинается переход от эпохи письменной культуры к эпохе компьютерной культуры. А это значит, что, хотя нынешние школьники меньше читают, у них есть много альтернативных источников информации. Вам это не нравится? Закономерно! «Недовольство системой образования – беспокойство за судьбу Отечества». Сергей Маринченко обратился к аудитории с неожиданным вопросом: «Кто из вас, коллеги, хоть раз в жизни не жалел о своем выборе? Судьба не подарила нам шанс стать спортсменами, писателями, художниками, но мы можем сделать так, чтобы на земле стало больше поэтов, ученых, музыкантов». Учитель, по мнению преподавателя мировой художественной культуры из Ростовской области, – подмастерье при своем ученике. Его дело – раздуть в горне огонь, вовремя подать перо для создания великих произведений искусства.

     А после всего этого были экскурсии, встречи с министром образования и науки, переговоры в Белом Доме и, конечно же, подведение итогов и награждение победителей.

     И пусть я не привезла с собой большого хрустального пеликана, но я стала богаче на 68 друзей, у меня появилось 68 коллег, учителей, готовых поделиться самым дорогим – своим педагогическим мастерством. Как говорит победитель прошлого года Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы из г. Череповца, «главное – не победа любой ценой, а желание открыть другим, открыть друзьям то неповторимое видение большого и важного дела, которым мы занимаемся, и возможность увидеть разные, но уникальные взгляды на счастливую профессию тех, кто сегодня называется «конкурсант», а завтра станет вашим другом.

     Друзьями, могут сказать, за десять дней не становятся, но конкурс подтверждает теорию относительности Эйнштейна о разном протекании времени в разных условиях. В этих условиях время концентрируется настолько, что событий, произошедших за эти несколько дней, и эмоций, полученных на конкурсе, хватило бы на год нормальной, спокойной жизни тех, кто некоторое время назад не сделал шаг вперед.

     Как вы думаете, уважаемые коллеги, можно ли рассматривать участие в конкурсе как одну из возможных форм повышения квалификации профессионального мастерства педагога? Решать вам, но я убеждена, что эффективнее результата, полученного в конкурсе, наверное, и нет ничего.

     Дерзайте! Все в ваших руках. Дело за малым, сделать шаг вперед и прочувствовать на себе, что значит быть «конкурсантом».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru