На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 20 июня 2019
Выпуск №12-13, октябрь 2007
Тема номера:
«Повышение квалификации работников муниципальной системы образования Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Менеджмент в образовании 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
Школа здоровья
Вера Викторовна Сундеева,
заведующая лабораторией школьного здоровья
Городского центра образования и здоровья «Магистр»
г. Новосибирска

Профессионализм как фактор сохранения здоровья педагога

Восходит лишь та заря,
к которой пробудились мы сами
Генри Дэвид Торо

     В настоящее время во всем мире происходит изменение основ системы образования, пересмотр таких базовых понятий, как грамотность, научность, профессиональность. В российской педагогической практике профессиональность часто именуется термином «профессиональная компетенция». По своей сути – это повышение квалификации, то есть расширение и углубление знаний и умение применять их на практике.

     Термин «квалификация» происходит от «quality» – качество. Профессионализм или профессиональная компетентность определяется не столько тем, какой человек, сколько тем, что он способен делать. Следовательно, ключевыми при характеристике уровня профессионализма являются понятия «умение» и «способность».

     В «Магистр» приходят учителя из многих школ города. Приходят за знаниями, осознавая, что проблемы в современном обществе нарастают в геометрической прогрессии. Действительность школ, семей и улицы ставит перед педагогами множество проблем. Решать их старыми методами невозможно. Невозможно отвергать реальность, с нею не считаться и не соответствовать ей. Для того чтобы лучше понимать проблемы современного детства, важно изменяться параллельно с развивающимся миром, стремится всерьез решать вопросы, которые перед нами ставит сама жизнь.

     Современное образование стратегически должно не только обогатить ребенка знаниями, но и научить эффективно работать с информацией, самостоятельно мыслить. Ребёнок должен знать способы сохранения своего здоровья, принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, доводить дело до конца, ответственно реализовывать свои планы. Владея такими умениями, все другие задачи он сможет решать самостоятельно.

     Понятно, что ни одно из этих умений не может быть освоено ребенком без педагога, самого профессионально владеющего этими умениями.

     Поэтому ведущими качествами профессионала являются не только его профессиональная компетентность, но и его профессиональное здоровье, компонентами которого являются физическое и эмоциональное состояние, функциональные резервы организма, факторы риска заболеваемости, стрессоустойчивость. Каждый из этих компонентов напрямую влияет на физическую и умственную работоспособность педагога, а значит и на его педагогические способности и творческую трудовую жизнедеятельность. Нездоровый учитель, не умеющий сохранять свое собственное здоровье, не может стать образцом для подражания.

     К сожалению, по показателям статистических данных, 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70 % – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40 %; после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

     К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Как правило, распространенными причинами профессиональных заболеваний являются эмоциональная перенапряженность, как следствие невысокой почасовой оплаты – большая учебная нагрузка, сниженная двигательная активность, отсутствие стабильного режима труда и отдыха.

     Сложность педагогической деятельности еще и в том, что педагог непрерывно находится под пристальным наблюдением десятков пар глаз и сам оказывается виден, как на ладони. Дети, как лакмусовая бумага, мгновенно определяют настроение и внутреннее состояние своего учителя. Для них архиважно, чтобы рядом был умный, знающий, добрый, нравственно и физически здоровый учитель.

     Именно поэтому педагог должен постоянно следить за здоровьем, улучшать свое самочувствие, повышать эффективность труда и создавать вокруг себя комфортную психологическую среду. Его помощники в этом – новые знания о том, как создать условия для нормального протекания учебного процесса и сохранения здоровья учащихся, самого педагога в процессе учебы, в том числе как приспособить дидактические и воспитательные методы к индивидуальным личностным и психофизиологическим особенностям своих учеников.

     В школах города наблюдается прогрессивный переход к личностно-ориентированному образованию, направленному на конкретного ученика, что отражает одно из основных направлений современной педагогической парадигмы. Активно ведется работа по соблюдению требования соответствия учебных нагрузок психофизиологическим и функциональным возможностям детей. Но, к сожалению, этого недостаточно. В педагогике очень многое зависит от индивидуальных личностных особенностей учителя.

     В классах, где педагог, учитывая индивидуальные особенности возраста, погружает класс в атмосферу доброжелательного творческого обсуждения, у детей улучшается самочувствие, что не может не сказываться на гармонизации психофизиологических процессов и детей, и педагога.

     В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, и число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

     Начальные симптомы переутомления могут быть не видны, замаскированы. Такие проявления, как раздражительность, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, педагоги часто принимают за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

     Педагоги-предметники в большинстве своем практически не знают о состоянии здоровья своих учащихся. При подготовке к уроку ориентируются на здорового ученика. Но в процессе урока возникают такие учебные ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой: длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке), либо работа в условиях, когда педагог задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Здоровый ребенок быстро перестроится и ответит, а для слабого по своим нейродинамическим свойствам учащегося эта тактика является стрессовой. Для таких детей благоприятнее ситуация письменного ответа.

     Работа в ситуации, требующей отвлечения (реплики педагога, ответ или вопрос другого учащегося), а также работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога также является фактором риска для нервной системы ребенка.

     При работе с учащимися важно знать и учитывать особенности их восприятия, запоминания, эмоциональной сферы, которые определяются распределением психических функций между полушариями мозга: при доминировании у ребенка левого полушария, для него характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Доминирование правого полушария предполагает конкретно-образное мышление, развитое воображение. Существуют также дети, у которых отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

     Деятельность педагога по развитию мыслительных процессов учащихся должна основываться не только на врожденных особенностях функциональной организации мозга, но и половых различиях. Например, при распределении материала по трудности в ходе учебного занятия необходимо учитывать, что для девушек характерен быстрый набор оптимального уровня работоспособности. У юношей более длительный период врабатывания.

     Очень важно выработать каждому педагогу свою, самостоятельную технику поощрения и одобрения учебной деятельности. Это послужит дополнительным стимулом позитивной мотивации к выполнению следующих заданий и обязательно скажется положительно не только на настроении, но и на самочувствии как детей, так и педагога. Следует очень осторожно подходить к поощрению лучших ответов. Может, установить приз (какой – об этом должен подумать весь класс) за лучший вопрос, обращенный к учителю в связи с рассматриваемой темой? Это будет хорошим стимулом педагогу основательнее готовиться к занятиям, а детям даст возможность активнее участвовать в процессе урока.

     Сегодня много говорят о педагогическом проектировании. Предметом педагогического проектирования могут выступать: содержание обучения, содержание воспитания, способы и характер педагогического взаимодействия, позиции учителя и ученика в образовательном процессе. В плане сохранения здоровья это очень позитивная деятельность, потому что в процессе подготовки и реализации проекта между людьми, находящимися на разных социальных позициях – ученика, учителя, родителя – возникает общая мотивационная, ценностно-смысловая и целевая общность интересов, которая может и должна эффективно влиять на психологическое и физиологическое состояние здоровья учащихся и самого учителя.

     К сожалению, в формате одной статьи невозможно перечислить все методические приемы педагогической практики, направленные на сохранение здоровья педагога и его учеников. Но мы знаем, что процесс повышения профессиональной компетентности, а значит, внутреннего роста педагога бесконечен. Это подразумевает интерес человека к самому себе, а значит, к своему здоровью.

     Конфуций писал:
     Будьте добрыми, если захотите,
     Будьте мудрыми, если сможете,
     Но здоровыми вы должны быть всегда.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru