На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2019
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Учебная книга: традиции, инновации, новаторство
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство
Ведущая рубрики – Нина Николаевна Клюева,
методист по школьным учебникам
Образовательно-издательского центра «Академия»

Биология: Генетическая программа человека и природа гениальности

Изучение биографий и патографий гениев
всех времен и народов приводит
к неумолимому выводу: гениями рождаются.
В.П. Эфроимсон

     Гений есть явление исключительное, выбивающееся из общих правил, непонятное и настолько загадочное, что его природу трудно определить. Ведь определять – значит, ограничивать, а гений – существо, с одной стороны, демонстрирующее безграничную мощь сил и способностей, а с другой – полное самых невероятных противоречий.

     Одна из загадок, всегда сопровождающих гения, – внезапность его появления на арене жизни в почти совершенном законченном виде. В попытках понять истоки и природу гениальности люди сломали множество копий.

     Задумаемся – а все-таки, каковы причины появления одаренных людей в данную эпоху, в данной стране?

     Корень слова «одаренность» – «дар». Слово это как в русском, так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

     Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически неподвластными нам факторами. Естественно, что один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, – вопрос о происхождении этого дара.

     Биология, точнее, генетика связывает появление гениев с факторами наследственности. Множество ученых в разных странах ведут кропотливую и настойчивую работу по выявлению гена гениальности. Сегодня наука склоняется к тому, что какого-то одного-единственного гена, ответственного за рождение Моцартов и Рафаэлей, нет, а есть комбинация целого ряда генов и генетических программ. Много вопросов возникает в связи с весьма сложным механизмом непосредственной передачи гениальности – ведь все хорошо знают остроумное высказывание: «на детях гениев природа отдыхает». Большинство ученых полагает, что появление гения есть результат генетической и биологической работы многих поколений.

     Каким должен быть учебник биологии, чтобы ученик старших классов смог получить такой фундамент биологических знаний, который потом ему позволит отличать информацию достоверную от недостоверной, разобраться хотя бы в основах такой замечательной науки «генетики», не связывая свою дальнейшую жизнь с биологией?

     В связи с введением новых государственных образовательных стандартов возникла проблема, которая касается 10-11-х классов как верхней ступени общего образования. Смысл перехода на новые стандарты заключается в том, что теперь у нас будет не единое полное среднее образование, а разделённое на два уровня – профильный и базовый. Какие-то предметы по выбору ученика для будущей специальности он будет изучать на профильном уровне, а остальные – на базовом. Как преподавать биологию на базовом уровне – весьма интересная педагогическая проблема. У наших учителей видение предмета заключается в том, что они общую биологию преподают так, как их учили в вузе. А сейчас этот предмет разделили на две части. Упростив, сделали базовый уровень. Усложнив, сделали профильный.

     Успешное обучение школьников биологии требует наличия положительной мотивации к учебе. Одним из факторов ее возникновения является интересный школьный учебник, который предлагает выполнить творческие задания, решить биологические проблемы и задачи и их решение приносит чувство удовлетворения, успеха, радости учения. Когда мы хотим творчески обучать с помощью учебника биологии, мы подразумеваем такое его качество, которое способно у одних школьников организовать творческую деятельность, у других развивать их творческий потенциал, у третьих – творческое, системное мышление.

     Каким должен быть учебник биологии, если требования к нему так разнонаправлены: стандарт биологического образования нацеливает на базовое усвоение школьной биологии, задачи модернизации ориентируют на повышение качества школьного биологического образования и учебника, ученики имеют личностные смыслы в изучении живой природы и человека, а родители выдвигают требования такого развития ребенка в школе, которое обеспечит его адаптацию в современных условиях развития общества?

     Новые экономические условия и реформа образования, проводимая в нашей стране, вызвали появление множества новых учебников. Отсюда обычный в наши дни вопрос учителя: какой учебник избрать для работы с детьми?

     Отучить учителя глубоко преподавать предмет биологии, имея всего один час в неделю – психологическая проблема. Нужны новые учебники. И первой попыткой решить эту проблему является учебник Андрея Петровича Пуговкина и Натальи Алексеевны Пуговкиной.

БИОЛОГИЯ. Учебник для 10 класса (базовый уровень), 70 часов (1 час в неделю в 10, 11 классах)

     Доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии А.П. Пуговкин – один из авторов единственного на сегодняшний день базового учебника «Биология» для 10-11 классов, который полностью соответствует требованиям Федерального базисного плана и Федерального компонента государственного стандарта. Учебник входит в учебно-методический комплект, выпущенный в Издательском центре «Академия».

     Учебник – единственный среди существующих, который полностью соответствует Государственному стандарту. К нему прилагается программа с тематическим планированием, методическое пособие для учителя и практикум. В планах также подготовить хрестоматию: как показал опыт, хрестоматийный материал пользуется большим спросом у учителей.

     Чем учебник не похож на другие, аналогичные?

     1. В учебнике много внимания уделено связям биологии с такими предметами, как история, математика, химия и физика. Авторы считают чрезвычайно важным, чтобы знания, полученные учащимися на уроках биологии, органично вписывались в ту картину мира, которая создается у них на других уроках естественнонаучного цикла.

     2. Общая биология, изучаемая в 10-11 классах, на самом деле представляет собой очерки несколько относительно самостоятельных биологических наук: цитологию, биохимию, эволюционную теорию, генетику, экологию и биологию развития. Последовательность изложения этих разделов при желании учителя и при достаточно высокой его квалификации может варьироваться. Учебник под редакцией покойного члена-корреспондента РАН Юрия Ивановича Полянского, по которому отечественные школьники учились около 30 лет, в разные годы и в разных изданиях начинался либо с раздела эволюционного учения, либо с основ экологии, либо с основ цитологии. Как показал опыт, учитель должен иметь возможность выбора, который может зависеть, например, от того, какая версия программы, соответствующей федеральному стандарту принята в этой школе по химии, или в какие сроки проходят по смежным предметам те или иные разделы.

     3. Кроме того, авторы учитывали при подготовке книги перспективы и уже имеющийся опыт сдачи школьниками единого государственного экзамена. Эта программа отличается от большинства действующих, она совместима с учебно-методическими комплектами по любой из действующих линеек. Программа написана таким образом, что не играет существенной роли, какой УМК из ныне действующих применялся в данной школе в предшествующие годы обучения.

     Учебник компактен, оформлен на высоком художественном уровне, содержит большое количество современных иллюстраций, в том числе микрофотографий с трансмиссионного и сканирующего электронных микроскопов.

     В программе предусмотрен резерв времени (8 ч.) для использования в учебном процессе таких форм его организации, как экскурсии, семинары, лабораторные и практические работы.


Электронная микрофотография лишайника с цветного сканирующего микроскопа

     Методический аппарат учебника включает в себя ключевые слова, творческие задания, темы докладов, задачи.

     В ходе изложения материала встречаются биологические термины, которые для удобства пользования дублируются после каждого параграфа как ключевые слова. Это позволяет лучше ориентироваться в тексте.

     Задачи представлены в главах, которые традиционно предполагают их наличие.

     К творческим заданиям могут относиться как заполнение таблиц и схем, так и подготовка докладов и сообщений. А также вопросы, для ответа на которые потребуются знания не только по биологии, но и по другим наукам.

     Темы докладов составлены на основе содержания урока и с учетом межпредметных связей, что должно вызвать интерес учащихся и повысить мотивацию изучения биологии.

     Особо необходимо отметить, что для удобства пользования учебником все структурные компоненты раздела выделены особыми знаками, разработанными художниками издательства. Это позволяет учителю и ученикам легко находить нужную структурную единицу и понимать, какой вид работы предусматривает данный знак (стрелочки – вводные вопросы, знак вопроса – вопросы для самоконтроля, галочка с точкой – творческие задания, ключ – ключевые слова, звездочка – параграфы с дополнительной информацией).

Апробация учебника

     В 2006-2007 учебном году учебник проходит апробацию в общеобразовательных учреждениях Новосибирской, Псковской, Ленинградской областей, Пермского края, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа и Республик Татарстан и Карелия.

     Учебник получил восторженные отзывы учителей и учеников по результатам апробации в ряде регионов. В Новосибирской области первым по нему начал заниматься Александр Александрович Буханистов из Маслянино. Он не только прекрасный педагог, заслуженный учитель РФ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2001». Александр Александрович не только стал первым лучшим Учителем года нового тысячелетия, но и вышел в финал еще по трем конкурсным номинациям: лучшая авторская образовательная программа, урок-импровизация (самое сложное задание в соревновании), урок в незнакомом классе.

Из рецензии на учебник «Биология»

Александр Александрович Буханистов,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Маслянинской СОШ № 1 Новосибирской области,
заслуженный учитель РФ,
лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2001»

     Работая первый год в спортивном профильном классе по учебнику и программе А.П. Пуговкина, составив рабочую программу, сделав корректировку исходя из особенностей класса, пришел к выводу, что сделал правильный выбор, взяв данную программу. Современная биология как наука содержит ведущие идеи, законы, теории, по которым идет ее дальнейшее развитие. Данная программа позволяет раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей, плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: структурные основы жизни (10класс) и живая материя и окружающий мир (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегративный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Содержание глав заслуживает высокой оценки, авторам удалось понятно и доступно рассказать об особенностях поверхностного аппарата клетки, о дифференцировке и интеграции клеток в многоклеточном организме. Микроскопические фотографии и рисунки дополняют текст и дают возможность организовать работу отдельных учащихся по составлению вопросов к рисункам. Хочется отметить рисунок № 6: Последовательность взаимоотношений мембранных структур в клетках эукариот; рисунок № 28: Схема синтеза АТФ в митохондрии; рисунок № 30: Схемы обменов. Это сделано научно, просто и доступно. Несколько слов о структуре: вводные задания в начале каждого параграфа настраивают ученика вспомнить известную информацию, найти ее в дополнительной литературе, закрепить пройденные темы и быть готовым к усвоению новых. Имея 1 час в неделю, вопросы и задания для самоконтроля в конце параграфа позволяют организовать выполнение домашнего задания, используя текст учебника. Также хочется отметить работу с ключевыми словами, во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждого параграфа, в-третьих, я организую работу с ключевыми словами, записав их определение в специальный сборник понятий, который ведет каждый ученик. Рад, что появились творческие задания и даны темы докладов, что в конце есть предметный указатель – это удобно не только для учителя, но и ученики оценили это новшество в учебнике, спасибо за список дополнительной литературы (очень пригодится при написании докладов), за именной указатель. Хотелось бы, чтобы рисунки строения животной и растительной клеток были цветными (форзац учебника).

     Оценивая программу и учебник, следует отметить, что его отличают: хорошо продуманная структура, разделы наполнены новыми научными данными, видна преемственность, интегративность, хорошо продуманы вопросы и творческие задания, учебник и программа соответствуют современному уровню, хочется изучать биологию с удовольствием и сделать учебный процесс увлекательным и интересным.

Информация образовательно-издательского центра «Академия»

     Учебник поступил в продажу в июне 2007 года.

     Если Вы заинтересовались нашим учебником или хотите получить дополнительную информацию, обращайтесь к специалистам методического отдела.

630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 30.
Тел/факс 8-(383)-300-10-05, 341-85-15.
Е-mail: academia_sibir@mail.ru

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru