На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 20 июня 2019
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики –
Наталья Владимировна Федорова
,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ;
специалист по работе с авторами
Образовательно-издательского центра «Академия»

     Что мы понимаем под термином «одаренный школьник»? Не пытаясь сформулировать понятие, отметим лишь некоторые его особенности. Это – глубина мысли, способность к обобщению, оригинальность мышления (умение думать и находить неожиданный способ решения там, где есть готовый алгоритм, а потому можно и вовсе не думать), желание (иногда непреодолимое) решать задачи, быстрота мысли (считаем, что это присуще большинству одаренных, но не всем)», – так характеризуют одаренных учащихся Менделевич С. и Долидович Б., авторы статьи «Принципы и технология обучения одаренных детей» (Директор школы. – 2007. - № 9. – С. 59-64).

     Казалось бы, уже много сделано для одаренных детей: профильные классы, кружки и студии по интересам, факультативы для тех, кто постарше, учебно-научные конференции, курсы при вузах… А вопрос не закрыт, и многое остается неясным.

     Например, в каком возрасте достигаются наилучшие результаты в разных областях знания и, следовательно, с каких лет начать развивать в ребенке эти способности? Тут нужна диагностика и специалисты, которых недостаточно.

     Как обнаружить одаренных детей, например, в огромном мегаполисе, где не всегда чистоплотно поступают, раздавая призы на олимпиадах, конференциях, да и родители, по причине цейтнота времени, нечасто обращают внимание на особые способности ребенка и вовремя «принимают меры» (конечно, в лучшем смысле этого слова, – отправляют в математическую школу, определяют в солидную студию для обучения искусству и т.д.).

     Собственный опыт отбора одаренных детей в школу в статье «Принципы и технология обучения одаренных детей» представляют руководители учебного заведения. Как создать и поддерживать внутреннюю мотивацию к учению при отсутствии отметок и домашних заданий к уроку? Как сделать учителя помощником, соратником, другом? И что такое команда учителей, обучающих одаренных детей? Нужна ли соревновательность и на каком месте она должна быть? Ответы на эти вопросы – в статье.

     «Работа с одаренными детьми внутренне крайне противоречива. Что такое одаренный ребенок? Он, прежде всего, не такой, как все. Его интеллектуальная жизнь богата и сложна, но средств для ее выражения, реализации и презентации ребенку не хватает. Отсюда его проблемы. Какова в связи с этим задача учителя? Научить школьника общаться, в первую очередь – с такими же, как он сам. Научить внятно излагать свои мысли и идеи, … не задавив при этом те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его одержимым». (Менделевич С., Долидович Б. Принципы и технология обучения одаренных детей // Директор школы. – 2007. – № 9. – С. 59-64).

     Реализация талантов одаренного ребенка проявляется в конкурсах, турнирах, олимпиадах. Об истории развития и глобализации олимпиадного движения скрупулезно рассказано в статье Агаханова Н.Х., Тодорова Л.В., Медведевой О.С. Олимпиадное движение в системе образования в России // Мир образования – образование в мире. – 2007. - № 4.– С. 302-312.

     В ней подробно описано современное состояние проведения олимпиад, с указанием руководящих документов, составом методических комиссий, описанием порядка работы жюри и принципами отбора на международные олимпиады.

     «История возникновения предметных олимпиад различна, у каждой предметной олимпиады она особая. Олимпиада по математике, например, имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л. Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно… В России они начали проводиться с 1886 года. Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н. Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада…

     В конце 50-х начале 60-х г.г. прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования».

     А вот олимпиады по литературе в масштабах Российской Федерации начали проводиться с 1995 года. Авторы отмечают наиболее привлекательные черты в ребятах-участниках – «преданность родной литературе, которую не вытравили всевозможные «достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух неуправляемого дикого рынка в окружающей нас действительности».

     К сожалению, на страницах образовательных журналов последних месяцев 2007 года, за редким исключением, трудно найти статьи по данной проблеме. Периодика в образовании, кажется, оставила проблему одаренности до лучших времен, увлекшись анализом новой системы финансирования в школе и преобразованием образовательных учреждений в автономные организации. При обращении к Интернету понимаешь, что вопрос одаренности – животрепещущий и даже болезненный. Материалы Интернет дают информацию о проблемах и кризисах одаренности, здесь можно найти примеры трагической судьбы одаренных и гениальных людей.

     Идеи одаренности и гениальности признавались не всегда, примером этому служит деятельность и судьба Григория Владимировича Сегалина (1878 – 1960), подробно изложенная на сайте http://ru.wikipedia.org.

     Сегалин считался чудаком, оригиналом, вынашивающим бредовые идеи. На самом деле это был, хотя и со странностями, но интереснейший человек. В музее писателей Екатеринбурга хранится переписка Г.В. Сегалина с Максимом Горьким, Роменом Ролланом и другими известными людьми. Главной заслугой Г.В. Сегалина является разработка им собственной теории гениальности – эвропатологии, а также редактирование и выпуск с 1925 года по 1930 «Клинического архива гениальности и одаренности (эвропатологии)». Эвропатология или эврико-патология (от слова «euro», «euresco», «eureca» – «нахожу», «находка» и слова «patologia» – нарушение, болезнь) – термин, введенный Сегалиным для обозначения той части психиатрии, которая, как он считал, должна изучать и освещать вопросы психопатологии гениальности и творчества…

     Необходимость эврико-патологии, по мнению автора, логически вытекает из введенной им другой науки – ингениалогии. Последнюю он определяет как науку о гениальном человеке вообще, включающую в себя «всю естественную историю, весь биогенез великих людей, причем все родовые условия происхождения гения должны составить филогенез великих людей».

     Статья рассказывает об интересной насыщенной творческой жизни ученого, предъявляя читателю немало интересных идей и фактов по проблеме одаренности. По материалам Н. Коноплевой (http://www.nkj.ru/archive/articles/3516/).

     «Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное – что с ним стало, когда вырос...

     …Мечта многих родителей – одаренный ребенок. «Вундеркинд» – дословно «чудо-дитя». Его основные признаки – любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способностей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

     «Синдром бывшего вундеркинда» – так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

     «Талант – это поручение от Господа Бога», – сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, – трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.

     Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении – мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван Гог, Николай Вавилов...

     Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

     Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

     Другая опасная ошибка – стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное – благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

     По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70, а к восьми – 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

     Интеллект, творческие способности – главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый «brain drain» («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

     Российским вундеркиндам, наконец, повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых – с пяти). Но самое главное – уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, «выполнить себя».

     Самый благоприятный вариант – так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное – хорошим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду – и он выплывет с рыбой в зубах». Дай им Бог еще больше удачи!»

     Ну, что тут еще добавишь – думайте сами!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru