На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью
Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

     Тема номера – детские и молодежные СМИ. Однако, журналистика – удел талантливых и амбициозных, и сегодняшние дети в своей будущей профессии выходят на вполне взрослый уровень. Посему, уступаю перо им, пусть продемонстрируют свое мастерство на страницах нашей газеты.

Акулята пера

     Многие школы нашей страны имеют свои газеты. Юные корреспонденты разных российских городов пишут статьи, планируют выпуски, в общем, делают первые шаги по дороге журналистики. Выпуск своего печатного издания – большая гордость для дирекции школы и огромная польза для учеников. Что представляет из себя «школьное СМИ»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, расскажу о победителе новосибирского конкурса школьных изданий в номинации «Лучший пресс-центр года – 2007». Редакция гимназии № 13 г. Новосибирска выпускает три газеты: «Бригантина» – самое старшее издание, ориентированное на учеников 5-11 классов, «Тринашка» – газета для детей 7-12 лет и недавний проект, информационный листок «Перемешка». Журналисты гимназии – учащиеся 5-11 классов. В школе две редакции: «взрослая» – делает «Бригантину» и «Перемешку» (8-11 классы), и «младшая» – выпускает «Тринашку» (5-7 классы). «Бригантина» имеет довольно много наград – от городского уровня до всероссийского.

     В чем же заключается технология создания школьной газеты? Об этом я поговорил с преподавателем журналистики, главным редактором «Бригантины» Алексеем Игоревичем Кудиновым:

     – Алексей Игоревич, каким должен быть коллектив юных журналистов?

     – Коллектив журналистов, на мой взгляд, должен быть работоспособным. А вот как этого добиться – каждый редактор решает сам. Когда-то я играл в интеллектуальные игры. В нашей команде было 6 человек. Я задался целью выяснить, какой состав оптимален для успешного выступления. Оказалось, в каждой команде должно быть два «ботаника», игрока-энциклопедиста, обладающих большим запасом знаний. Коллективу также необходим «балласт» – один человек, который может во время обсуждения громко сказать, «да ну, вы фигню придумали!», а также – мешать соперникам и выполнять мелкие поручения. Оставшиеся трое игроков в «Брейн-ринге» или «Что? Где? Когда?» – креативщики, люди, которые могут быстро генерировать всевозможные идеи. Сегодняшний коллектив нашей редакции чем-то похож на эту модель. Если газету делают одни «творцы» – люди с гениальными идеями – вряд ли что-нибудь дельное получится. В один прекрасный момент они передерутся, потому что не смогут решить, какого цвета должен быть заголовок к материалу. Любой редакции необходимы те люди, которые могут конструктивно критиковать работу других. Естественно, необходим лидер, тот, чей авторитет в коллективе непререкаем. Редакции не обойтись и без «трудяжек». Если «креативщики» «играют на рояле», то «трудяжки» его «носят». Это те, кто, если и не напишет шикарной аналитической статьи, но быстро и качественно сделает опрос или напишет пару заметок. Естественно, необходим и «балласт»… В общем, это все описано в умных книгах.

     Еще один момент – в нашем коллективе собраны журналисты разного возраста. Бок о бок работают ученики 8-х и 11-х классов. И это – здорово. Младшие тянутся за старшими. А те, в свою очередь, стараются выглядеть серьезно в глазах молодых коллег.

     – Какую роль в процессе обучения играют конкурсы и семинары?

     – Знаю многих руководителей школьных газет, которые трясутся над каждым дипломом, каждой грамотой, похвалой какого-нибудь чиновника. Откуда это идет, в общем, понятно. Но, поскольку я – действующий журналист, то не отношусь к подобным регалиям очень серьезно. Для меня гораздо важнее признание читателей и коллег, а не различных организаций, проводящих конкурсы. Да, в прошлом году мы стали лучшим пресс-центром Новосибирска и выиграли спецприз на общероссийском конкурсе СМИ. Но это скорее важно для детей, которым грамоты пригодятся при поступлении в вузы, да администрации школы. Чтобы было, чем гордиться…

     Что касается семинаров – они нужны, безусловно. Прошлым летом мои дети дважды съездили на журналистские недельные смены в летние лагеря. Интересны также и однодневные семинары с хорошими тренерами. К нам в редакцию иногда приходят известные тележурналисты, операторы. Они беседуют с детьми о работе на телевидении, рассказывают интересные истории, в общем, делятся опытом.

     – Нужен ли школьной газете редактор, помимо преподавателя?

     – Конечно, редактор нужен любому изданию. И не всегда его обязанности может полностью выполнять преподаватель. Так, в нашей газете есть меняющиеся редактора выпусков, которые отвечают за планирование, наполнение номера, осуществляют первичную правку текстов.

     – Какие темы в основном затрагиваются в школьной газете?

     – Школа – это огромный коллектив. В нем каждый день случается что-то интересное. Класс может завалить контрольную или победить в КВН… В каждой школе есть свои «звезды» – спортсмены, юные исследователи, музыканты. Происходит множество разных событий.

     Кроме того, в газете должны подниматься и темы, выходящие за рамки школьной жизни – о каких-то проблемах молодежи или, например, о моде. Уверен в одном – газета не должна быть неким наставником (часто так случается, когда ей руководят учителя «старой закалки»). Школьное СМИ – это собеседник, друг ученика.

     – Алексей Игоревич, что должен отдавать преподаватель молодым журналистам? Чему научить?

     – Ну, лично для меня работа в школе – что-то вроде хобби, которым я занимаюсь уже семь лет. У меня – высшее журналистское образование, большой опыт работы в печатных СМИ и на телевидении. Поэтому стараюсь донести до детей специфику работы. Объяснить, как искать источники информации, как брать интервью, развивать мысль, как писать и оформлять тексты. Задача преподавателя – быть проводником, помогать раскрыться таланту, заложенному в учениках. Периодически мы на занятиях проводим тренинги, моделируем работу редакции в различных условиях, приглашаем к себе сотрудников новосибирских СМИ. При всем при этом понимаю, что научить журналистике нельзя.

     В первую очередь нужно объяснить, ЧТО это такое – журналистика. Ее функции, задачи, миссия журналиста, этические нормы…

     – Что более важно в обучении – теория или практика?

     – Журналистика – чисто практический род деятельности. Теория лишь подводит под нее определенную базу знаний. Впрочем, теоретические сведения помогают совершенствовать практику. Поэтому, мы на занятиях не только пишем материалы, но и разговариваем о том, какие бывают жанры, знакомимся с творчеством известных журналистов и т.д. К тому же, это помогает тем, кто поступает на журналистику в вуз. Часть программы первых 2-3 курсов по специализации дети уже освоили и теоретически и практически.

     – Как научиться «писать лучше»?

     – Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, нужно научиться читать. У школьников нет привычки читать печатные СМИ. Надо прививать. Учиться на чужих примерах – важное качество.

     Во-вторых, нужно много писать. Преподаватель должен подсказывать, как сделать текст лучше. Хорошо, когда свои материалы школьники читают кому-нибудь вслух. Так можно услышать большинство ошибок.

     – Как решить финансовые вопросы?

     – Часто это – главная проблема, с которой сталкиваются организаторы школьных СМИ. Нам повезло, уже 11 лет нас поддерживает городская газета «Вечерний Новосибирск», где нашу газету верстают и затем печатают на настоящей газетной бумаге и на настоящем оборудовании. Платит за это школа. Естественно, окупить расходы на издание такой газеты продажей не получается. Но всегда есть выход – например, искать спонсоров.

     С недавнего времени мы начали выпускать новостной листок «Перемешка» – он печатается на одном листе формата А4 (с двух сторон). Верстается – дома на компьютере. Распечатывается – также дома, на принтере. Себестоимость одного номера (тираж 150 экземпляров) – рублей двести. Такую газету можно окупить, продавая ее за полтора рубля.

     Вообще, не так важно, как выглядит газета, гораздо важнее – содержание. Можно и стенную газету делать такую, что все будут зачитываться и обсуждать…

     Во многих школах учатся по-настоящему талантливые дети, имеющие задатки настоящего журналиста. С хорошим преподавателем можно печатать великолепное издание и раскрывать юные таланты. Ведь создание школьной газеты – трудоемкое, но очень захватывающее и полезное занятие. А выход очередного номера – огромное по значимости событие для журналистов из 5-11 классов.

     Очень важно показать будущим акулам пера их путь, а также научить «любить не себя в журналистике, а журналистику в себе».

Илья Кудинов

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru