Акулята пера
Многие школы нашей страны имеют свои газеты. Юные корреспонденты разных российских городов пишут статьи, планируют выпуски, в общем, делают первые шаги по дороге журналистики. Выпуск своего печатного издания – большая гордость для дирекции школы и огромная польза для учеников. Что представляет из себя «школьное СМИ»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, расскажу о победителе новосибирского конкурса школьных изданий в номинации «Лучший пресс-центр года – 2007». Редакция гимназии № 13 г. Новосибирска выпускает три газеты: «Бригантина» – самое старшее издание, ориентированное на учеников 5-11 классов, «Тринашка» – газета для детей 7-12 лет и недавний проект, информационный листок «Перемешка». Журналисты гимназии – учащиеся 5-11 классов. В школе две редакции: «взрослая» – делает «Бригантину» и «Перемешку» (8-11 классы), и «младшая» – выпускает «Тринашку» (5-7 классы). «Бригантина» имеет довольно много наград – от городского уровня до всероссийского.
В чем же заключается технология создания школьной газеты? Об этом я поговорил с преподавателем журналистики, главным редактором «Бригантины» Алексеем Игоревичем Кудиновым:
– Алексей Игоревич, каким должен быть коллектив юных журналистов?
– Коллектив журналистов, на мой взгляд, должен быть работоспособным. А вот как этого добиться – каждый редактор решает сам. Когда-то я играл в интеллектуальные игры. В нашей команде было 6 человек. Я задался целью выяснить, какой состав оптимален для успешного выступления. Оказалось, в каждой команде должно быть два «ботаника», игрока-энциклопедиста, обладающих большим запасом знаний. Коллективу также необходим «балласт» – один человек, который может во время обсуждения громко сказать, «да ну, вы фигню придумали!», а также – мешать соперникам и выполнять мелкие поручения. Оставшиеся трое игроков в «Брейн-ринге» или «Что? Где? Когда?» – креативщики, люди, которые могут быстро генерировать всевозможные идеи. Сегодняшний коллектив нашей редакции чем-то похож на эту модель. Если газету делают одни «творцы» – люди с гениальными идеями – вряд ли что-нибудь дельное получится. В один прекрасный момент они передерутся, потому что не смогут решить, какого цвета должен быть заголовок к материалу. Любой редакции необходимы те люди, которые могут конструктивно критиковать работу других. Естественно, необходим лидер, тот, чей авторитет в коллективе непререкаем. Редакции не обойтись и без «трудяжек». Если «креативщики» «играют на рояле», то «трудяжки» его «носят». Это те, кто, если и не напишет шикарной аналитической статьи, но быстро и качественно сделает опрос или напишет пару заметок. Естественно, необходим и «балласт»… В общем, это все описано в умных книгах.
Еще один момент – в нашем коллективе собраны журналисты разного возраста. Бок о бок работают ученики 8-х и 11-х классов. И это – здорово. Младшие тянутся за старшими. А те, в свою очередь, стараются выглядеть серьезно в глазах молодых коллег.
– Какую роль в процессе обучения играют конкурсы и семинары?
– Знаю многих руководителей школьных газет, которые трясутся над каждым дипломом, каждой грамотой, похвалой какого-нибудь чиновника. Откуда это идет, в общем, понятно. Но, поскольку я – действующий журналист, то не отношусь к подобным регалиям очень серьезно. Для меня гораздо важнее признание читателей и коллег, а не различных организаций, проводящих конкурсы. Да, в прошлом году мы стали лучшим пресс-центром Новосибирска и выиграли спецприз на общероссийском конкурсе СМИ. Но это скорее важно для детей, которым грамоты пригодятся при поступлении в вузы, да администрации школы. Чтобы было, чем гордиться…
Что касается семинаров – они нужны, безусловно. Прошлым летом мои дети дважды съездили на журналистские недельные смены в летние лагеря. Интересны также и однодневные семинары с хорошими тренерами. К нам в редакцию иногда приходят известные тележурналисты, операторы. Они беседуют с детьми о работе на телевидении, рассказывают интересные истории, в общем, делятся опытом.
– Нужен ли школьной газете редактор, помимо преподавателя?
– Конечно, редактор нужен любому изданию. И не всегда его обязанности может полностью выполнять преподаватель. Так, в нашей газете есть меняющиеся редактора выпусков, которые отвечают за планирование, наполнение номера, осуществляют первичную правку текстов.
– Какие темы в основном затрагиваются в школьной газете?
– Школа – это огромный коллектив. В нем каждый день случается что-то интересное. Класс может завалить контрольную или победить в КВН… В каждой школе есть свои «звезды» – спортсмены, юные исследователи, музыканты. Происходит множество разных событий.
Кроме того, в газете должны подниматься и темы, выходящие за рамки школьной жизни – о каких-то проблемах молодежи или, например, о моде. Уверен в одном – газета не должна быть неким наставником (часто так случается, когда ей руководят учителя «старой закалки»). Школьное СМИ – это собеседник, друг ученика.
– Алексей Игоревич, что должен отдавать преподаватель молодым журналистам? Чему научить?
– Ну, лично для меня работа в школе – что-то вроде хобби, которым я занимаюсь уже семь лет. У меня – высшее журналистское образование, большой опыт работы в печатных СМИ и на телевидении. Поэтому стараюсь донести до детей специфику работы. Объяснить, как искать источники информации, как брать интервью, развивать мысль, как писать и оформлять тексты. Задача преподавателя – быть проводником, помогать раскрыться таланту, заложенному в учениках. Периодически мы на занятиях проводим тренинги, моделируем работу редакции в различных условиях, приглашаем к себе сотрудников новосибирских СМИ. При всем при этом понимаю, что научить журналистике нельзя.
В первую очередь нужно объяснить, ЧТО это такое – журналистика. Ее функции, задачи, миссия журналиста, этические нормы…
– Что более важно в обучении – теория или практика?
– Журналистика – чисто практический род деятельности. Теория лишь подводит под нее определенную базу знаний. Впрочем, теоретические сведения помогают совершенствовать практику. Поэтому, мы на занятиях не только пишем материалы, но и разговариваем о том, какие бывают жанры, знакомимся с творчеством известных журналистов и т.д. К тому же, это помогает тем, кто поступает на журналистику в вуз. Часть программы первых 2-3 курсов по специализации дети уже освоили и теоретически и практически.
– Как научиться «писать лучше»?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, нужно научиться читать. У школьников нет привычки читать печатные СМИ. Надо прививать. Учиться на чужих примерах – важное качество.
Во-вторых, нужно много писать. Преподаватель должен подсказывать, как сделать текст лучше. Хорошо, когда свои материалы школьники читают кому-нибудь вслух. Так можно услышать большинство ошибок.
– Как решить финансовые вопросы?
– Часто это – главная проблема, с которой сталкиваются организаторы школьных СМИ. Нам повезло, уже 11 лет нас поддерживает городская газета «Вечерний Новосибирск», где нашу газету верстают и затем печатают на настоящей газетной бумаге и на настоящем оборудовании. Платит за это школа. Естественно, окупить расходы на издание такой газеты продажей не получается. Но всегда есть выход – например, искать спонсоров.
С недавнего времени мы начали выпускать новостной листок «Перемешка» – он печатается на одном листе формата А4 (с двух сторон). Верстается – дома на компьютере. Распечатывается – также дома, на принтере. Себестоимость одного номера (тираж 150 экземпляров) – рублей двести. Такую газету можно окупить, продавая ее за полтора рубля.
Вообще, не так важно, как выглядит газета, гораздо важнее – содержание. Можно и стенную газету делать такую, что все будут зачитываться и обсуждать…
Во многих школах учатся по-настоящему талантливые дети, имеющие задатки настоящего журналиста. С хорошим преподавателем можно печатать великолепное издание и раскрывать юные таланты. Ведь создание школьной газеты – трудоемкое, но очень захватывающее и полезное занятие. А выход очередного номера – огромное по значимости событие для журналистов из 5-11 классов.
Очень важно показать будущим акулам пера их путь, а также научить «любить не себя в журналистике, а журналистику в себе».
Илья Кудинов
Наверх
|