На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
Школа здоровья
Елена Брониславовна Лейтан,
кандидат медицинских наук,
заведующая лабораторией инновационных технологий
ГЦОЗ «Магистр»

Музыка и здоровье

     Всем хорошо известно благотворное влияние музыки.

     Процесс познания человеком особенностей внешнего мира начинается с ощущения и восприятия окружающих нас предметов различными органами чувств. Ни одна из форм деятельности организма не протекает без участия афферентных – чувствительных импульсов. Раздражение того или иного анализатора, помимо своего специфического – сенсорного эффекта оказывает на организм и общее физиологическое воздействие. Так, звуковые раздражители понижают температуру тела, учащают пульс, дыхание, улучшают остроту зрения, а музыкальные произведения, в зависимости от психофизиологического состояния человека, могут вызвать чувство радости или тревоги, создавать ощущение, сходное с головокружением, как бы регулировать темп дыхания и сердечной деятельности.

     Понимание музыки принадлежит исключительно человеку. Признавая музыку «языком чувств», мы должны учитывать качественное многообразие эмоциональных переживаний людей. Эмоциональная реакция человека – это сложный психофизиологический акт, различные компоненты которого – моторные и вегетативные – тесно связаны между собой. В.М. Бехтеревым (1928) и А.А. Ухтомским (1928) было показано, что главенствующая роль в процессе осуществления эмоциональной реакции принадлежит ее моторно-двигательным компонентам. Ярким выражением эмоционального содержания музыкального произведения является его ритм. Физиологически важно, что нервная система и другие органы в определенных условиях обладают свойством усвоения ритма. Психологически чувство ритма в своей основе тоже имеет моторную природу. Таким образом, восприятие ритма никогда не бывает чисто слуховым, оно является процессом слухо-моторным, то есть восприятие музыки имеет акустико-моторный характер. Именно поэтому в музыке всегда чувствуется движение, которое тем интенсивнее, чем ритмичнее музыка.

     Согласно учению И.П. Павлова, утомление начинается главным образом в нервных клетках коры головного мозга. Одним из значительных психофизиологических качеств повышения резервов мышечной работоспособности человека является его эмоциональное состояние. Отмечено, что эффективность ритмичной работы значительно выше, чем неритмичной. Музыка как ритмичный и эмоциональный раздражитель способна повышать уровень функционирования физиологических процессов организма, делать их наиболее оптимальными, энергетически более экономными.

     Первые научные исследования. Связанные с изучением влияния музыки на сердечно-сосудистую систему, относятся к концу девятнадцатого века. Они показали, что бодрая, веселая музыка действует как стимулятор сердечной деятельности и скорости кровообращения. Одни и те же музыкальные произведения использовались для групп лиц в разное время дня и в различную погоду; музыка игралась как для тех, кто был к ней безразличен, так и для тех, кто проявлял к ней большой интерес. В результате было доказано, что музыка изменяет артериальное давление, частоту пульса и дыхания.

     Русский ученый И.М. Догель выяснил, что одна и та же мелодия, сыгранная на разных инструментах, и даже разная высота одной ноты вызывает у одного и того человека различные изменения в системе кровообращения. По его мнению, наибольшее влияние на человека оказывает органная музыка.

     К музыке небезразличны и дыхание, и пищеварение, и нервная, и мышечная системы. Вне всяких сомнений стоит вопрос о связи музыки с функцией эндокринных желез. Музыка влияет на выработку гормонов, играющих чрезвычайно важную роль в эмоциональных реакциях, которые связаны не только с ощущением радости и тревоги, но с проявлением храбрости, отваги, мужества. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности специфических нейрохимических механизмов подкорковой зоны, которые избирательно вследствие химического сходства мобилизуют для выполнения той или иной целенаправленной деятельности соответствующие образования головного мозга.

     Известно также, что музыка положительно влияет на секрецию желудочного сока, поэтому обед в музыкальном сопровождении всегда более приятен и полезен. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека.

     Важной областью применения музыкальной терапии является курс реабилитации больных после операции шунтирования. Они «лечатся» с помощью музыкальных программ, а точнее говоря – восстанавливаются благодаря работе вегетативной нервной системы. Сравнимо подобное лечение только с лечебной гимнастикой и аналогичными сферами, в которых используется музыка для того, чтобы тренировать определенные функции организма.

     Относительно изменений вегетативных функций под воздействием музыки во время сна, можно сказать следующее: мозговая деятельность – интеллектуальная часть нашей духовной жизни – во время сна или заметно замедляется, или вообще приостанавливается. Усыпляющая музыка воздействует на группу нейронов головного мозга, являющуюся центром всех наших ощущений.

     Широко и целенаправленно применяется музыка в лечебной физической культуре. Художественная и лечебная гимнастика, проводимая под музыку, оказывает стимулирующий эффект.

     Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется и используется в искусстве пения. Пение – это, прежде всего, музыка. А человеческий голосовой аппарат – далеко необычный «музыкальный инструмент»; ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков, но главное – это «говорящий музыкальный инструмент».

     «Скажи мне хоть слово, и я скажу тебе, как у тебя дела». Подобная оперативная диагностика, которую некоторые считают вполне приемлемой и пытаются использовать на практике, не всегда позволяет сделать верные выводы. Однако в жизни мы пользуемся ею часто и в большинстве случаев весьма успешно.

     Изучая особенности звучания человеческого голоса, ученые пришли к выводу, что душа пользуется голосом как наиболее выразительным своим материалом, эмоциональное состояние угадывается даже тогда, когда мы пытаемся что-либо скрыть и не выдать себя.

     И человек, не обладающий музыкальным слухом, знает эти тонкости голоса, к которым мы становимся особенно внимательными тогда, когда не видим говорящего, к примеру, разговаривая с ним по телефону. Тогда многим близким людям достаточно услышать всего лишь первые из сказанных слов, чтобы перебить своего собеседника вопросом: «Скажи, что с тобой? Ведь что-то же случилось!» И даже, несмотря на горячие заверения другого, что, мол, действительно ничего не случилось, выясняется – иногда много позже – что что-то все-таки было.

     Наш голос выдает, что думает человек, когда он что-то говорит. Поверхностная беседа может быть вежливо-дружеской, однако тембр голоса свидетельствует об ином, иногда выражая антипатию, подавляемую агрессию, ненависть.

     Таким образом, голос является индикатором нашего состояния. Оратор, испытывающий страх перед публикой, чаще всего слышит только самого себя и погружается в переживания «Мой голос сел, я делаю слишком много пауз, иногда я говорю слишком тихо…». Публика, слушающая его, чувствует эти тончайшие нюансы и колебания, пусть даже не всегда осознает их. Обертоны придают голосу каждой человеческой личности сугубо индивидуальное звучание, поэтому знакомого человека мы узнаем по голосу. Не случайно криминалистика пользуется методом идентификации по голосу и речи для того, чтобы найти человека…

     Человеческий голос обладает самой высокой апеллирующей силой. Ни на один звук инструмента человек не реагирует столь непосредственно и столь живо, как на звуки человеческого голоса.

     В модуляциях голоса проглядывает наша личность во всем ее многообразии, наша психика, наша «озвученная» душа. Голос как средство выражения Я, способен нести в себе весь спектр наших чувств: любовь, вожделение, нежность, ярость и ненависть.

     Человеческий голос – объект бесконечных запретов и ограничений. Нельзя говорить громко, нельзя говорить эмоционально, нельзя проявлять чувства, передавать их голосом. Не умеешь петь – не берись, лучше помолчи… Кому неизвестны эти установки?

     Мы вынуждены выполнять правила, предписывающие нам сдерживаться, не проявлять чувств. Нереализованные желания ребенка самовыразиться с помощью голоса приводят его к непониманию психоэмоционального многообразия души, ее взлетов и падений.

     Благодаря своему слуху мы получаем очень много информации, но часто относимся к ней без должного внимания. Даже в разговоре содержательная сторона слов является только малой частью той информации, которой делятся с нами окружающие. Речь сопровождается огромным количеством непроговариваемых, «невербальных» сообщений, которые мы понимаем и учитываем лишь отчасти, – это жесты, мимика, положение тела и тональность слов, которую мы улавливаем по:
     – мелодии речи;
     – окраске звучания голоса;
     – ритму, в котором проговариваются слова (плавно или рывками);
     – динамике: кто-то говорит громко, с нажимом, кто-то – тихо, вяло, слабо.

     На голос человека влияет буквально все. Голос – это своеобразный индикатор эмоционального, психического и физического состояния человека. В гортани, в голосовых связках, как в капле воды, отражается состояние организма. Когда нам весело, голос бывает звонким. Однако он сдавленный и глухой, когда у нас беда. Заболевания внутренних органов отражаются на состоянии гортани, а через нее на голосе. Не бывает больного человека с красивым звонким голосом.

     Но не только здоровье влияет на голос человека, но и голос влияет на здоровье. Звук – это вибрация. И любой звук, который слышит человек, воздействует на него. Даже когда человек молчит, его голосовые связки вибрируют в такт звукам, которые он слышит и это сказывается на здоровье. Если же человек говорит сам, то сила вибраций увеличивается многократно. А уж если человек поет в полный голос, то влияние его становится особенно сильным. Соответственно, чем лучше голос человека и чаще он поет, тем лучше его здоровье. Было обнаружено, что между скелетными мышцами человека и его голосом есть определенная взаимосвязь. Когда мышцы дряблые, растренированные голос звучит глухо, старчески, а если их тренировать, то голос начинает звучать чище, гармоничнее. Практикуя звуко-двигательные упражнения и одновременно тренируя голос, все мышцы становятся упругими и эластичными, человек приобретает красивую походку, а самое главное, они оказывают положительный эффект на заболевания сердечно-сосудистой системы и пищеварения.

     В заключении следует отметить, что проблема музыки как психофизиологического фактора сложна и многообразна. Несмотря на широкое использование музыки в жизни современного человека она оказывается эффективной только тогда, когда будет применяться с точным знанием всех физиологических механизмов влияния ее на человека.

Литература

     1. Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. М., 1994, 172с.
     2. Агаджанян Н. Зерно жизни (Ритмы биосферы). М., 1987, 254с.
     3. Декер-Фойгт Г.- Г. Введение в музыкотерапию. Питер, 2003, 208с.
     4. Ханс Моль. Семь программ здоровья. М., 1985, 84с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru