На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лаборатория мастерства
Лаборатория мастерства
«Семья и подросток» – родительское собрание в 11 классе

Автор: Лариса Анатольевна Лютикова

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 182 с углублённым изучением литературы и математики г. Новосибирска [Читать полностью...]

Неразлучные друзья – взрослые и дети

Лариса Анатольевна Лютикова – талантливый педагог с 19-летним стажем работы, открытый и отзывчивый человек, доброжелательный и мудрый учитель, заботливый и чуткий классный руководитель, стремящийся развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Кроме того, она приятный собеседник, жизнерадостная и обаятельная женщина, с лучезарной улыбкой и добрым взглядом…

Вместе с коллективом своих воспитанников педагог является неоднократным дипломантом различных конкурсов образовательной выставки «УчСиб», дипломантом областного конкурса педагогических инициатив в номинации «Применение средств ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие современного урока», а также обладательницей множества других наград и автором научных статей в различных изданиях.

В процессе захватывающей беседы на актуальную в настоящее время тему Лариса Анатольевна поделилась накопленным опытом и многолетними наблюдениями за воспитательным процессом.

– Насколько, по Вашему мнению, целесообразно проведение мероприятий, направленных на укрепление института семьи и сохранение семейных ценностей в современном обществе?

Л.А. – На мой взгляд, роль семьи не может сравниться с функциями каких-либо других социальных институтов. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывающие внутренний мир и индивидуальные качества личности. Проблемы семьи и ребенка – это и проблемы общества. Мероприятия, проводимые государством, направленные на укрепление института семьи, на оказание помощи семьям, на данном этапе развития общества просто необходимы.

– Что побудило Вас заняться подробным изучением вопросов семейного воспитания?

Л.А. – Меня волнуют проблемы, возникающие в семьях, не только как учителя, но и как классного руководителя. Семья оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, влияет на его отношение к учебе, во многом определяя ее успешность. Хочется обратиться к высказыванию В.Г. Белинского: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди».

Проблемы ребенка требуют к себе пристального внимания, поскольку являются, прежде всего, проблемами семьи, а затем уже школы и государства. При этом они неразрывно связаны между собой: неблагополучие в семье, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности приводят к кризисным ситуациям в обществе.

Более подробное изучение вопросов семейного воспитания и взаимоотношений родителей и детей, безусловно, оказывает мне помощь не только на уроках, но и в процессе ведения классного руководства при индивидуальном общении с ребёнком или его родителями, давая возможность находить особые подходы к каждому ученику.

– Какие воспитательные задачи стоят сегодня перед родителями?

Л.А. – Я думаю, каждый родитель в процессе воспитания ребёнка ставит перед собой множество задач: создание максимально благоприятных условий для его роста и развития, обеспечение психологической поддержки и защиты личности, сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению. Но одними из основных можно назвать формирование умения благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, а также развитие способности правильно направлять растущую энергию ребят. Замечу, это относится не только к родителям, но и к учителям, проводящим с подростками большую часть их времени.

– Назовите наиболее типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям в процессе воспитания своего чада.

Л.А. – На протяжении нескольких лет работы в школе я сталкиваюсь с такой проблемой взрослых: множество родителей не имеет должного представления о своеобразии подросткового возраста. Одни сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания особенностям этого периода. Нередко ошибки в воспитании, допущенные в самом раннем возрасте и кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям.

Увеличивается количество родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. На мой взгляд, это происходит потому, что они, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки. Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте часто говорится в литературе, а о появляющихся позитивных возможностях подростка речь, к сожалению, заходит значительно реже. Между тем, подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей: он может начать писать стихи, читать взахлёб книги.

Исходя из опыта работы с семьями, хочу отметить, что отношения между детьми и родителями в течение последних десятилетий меняются. Наблюдается увеличение количества неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать. Появляется много однодетных семей, состоящих из двух поколений – родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. Заметно, что теряется связь между поколениями, потому что родители не имеют возможности ежедневно обращаться к опыту и заручаться поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто бывает проблематичной.

– Каждый родитель рано или поздно задаётся вопросом: как стать авторитетным в глазах ребенка? В современном мире, изобилующим множеством соблазнов, эта проблема становится всё более актуальной. Что Вы можете посоветовать обеспокоенным взрослым?

Л.А. – Прежде всего для этого необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, которые проявляют по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких ребят характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам. Такие подростки более успешны. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении подростков часто проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость.

При воспитании ребёнка существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются в той семье, где родитель занимает позицию друга, то есть человека, который всегда поможет, даже когда его об этом не просят. Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга – того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.

– Каким, с Вашей точки зрения, должно быть идеальное воспитание?

Л.А. – Дать точное определение такому понятию, как идеальное воспитание достаточно сложно. Можно лишь говорить о наличии или отсутствии гармоничных отношений между взрослыми и детьми, которые возникают в тех случаях, когда удовлетворяются базовые потребности ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), когда он находит принятие, признание и понимание своей индивидуальности, когда в семье создается стиль взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям подростка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

А главное, родителям необходимо помнить о том, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, их нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, физическое здоровье и счастье во многом зависят от семьи и определяют задачи семейного воспитания.

Беседу вела Марина Секисова


Ведущая рубрики – Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области»
и газеты «Педагогическое эхо»

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Надеемся на то, что материалы, представленные вашему вниманию, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе дальнейшей педагогической деятельности.

Уходящий год, как известно, прошёл под знаком Года семьи. Жизнь каждого человека начинается с семьи, в ней происходит его формирование как личности и гражданина. Семья – источник любви и уважения, хранительница человеческих ценностей, традиций и исторической преемственности поколений. В рамках обозначенной темы во всех уголках страны были проведены различные мероприятия: форумы, конференции, творческие встречи, фестивали, конкурсы, основной целью которых стало обсуждение проблем семьи, материнства и детства, современной демографической ситуации в регионах Сибири и в России в целом.

По словам специалистов, проведение мероприятий, посвященных Году семьи, – это лишь часть масштабных мер, направленных на укрепление института семьи в Новосибирской области. Как известно, в конце 2007 года была принята «Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 – 2025 годы», а также разработана долгосрочная областная целевая программа «Дети Новосибирской области» на 2008 – 2012 годы, в которую включены мероприятия по профилактике детской безнадзорности, развитию форм семейного жизнеустройства, реабилитации детей-сирот, а также по поддержке детей с ограниченными возможностями, одарённых детей и др. Исходя из этого, можно сделать вывод: в последующие годы тема семьи не будет оставлена без внимания. Хочется надеяться на то, что государство по-прежнему будет уделять большое внимание вопросам реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, а также работе с трудными подростками.

Подросток и семья… В последнее время эта тема неоднократно обсуждалась на страницах педагогической прессы. Проблемы воспитания подростков с каждым днём приобретают всё большую актуальность. Возникает необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в современном мире. Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы? Какие основные задачи семейного воспитания можно выделить? С какими проблемами сталкивается педагог при работе с семьями?

Ответы на эти вопросы мы попытались найти в процессе беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, классным руководителем, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории средней общеобразовательной школы № 182 с углублённым изучением литературы и математики г. Новосибирска Ларисой Анатольевной Лютиковой.

Кроме того, в этом выпуске вы сможете познакомиться с оригинальной методической разработкой проведения родительского собрания в 11 классе по теме «Семья и подросток», автором которой является Лариса Анатольевна.

Пусть в ваших семьях всегда царят мир и любовь! С наступающим Новым годом!

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru