На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого
Мнение ученого
Ирина Валерьевна Хромова,
кандидат психологических наук,
доцент НГПУ и НИПКиПРО,
руководитель психологической службы ДДТ им. В. Дубинина

Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учреждения с семьей

Известно, что семья как социальный институт, с которым всегда прямо или опосредованно связана воспитательная деятельность любого учреждения образования, находится сегодня на предельно сложном этапе своего развития. Объективные социальные процессы затрудняют выполнение социально-ролевых функций в современной семье.

Более точно сформулировать теоретические положения, характеризующие сегодняшнюю социально-педагогическую ситуацию, можно следующим образом:

– Человек – продукт личностно значимой для него системы отношений. Степень влияния на ребенка тех или иных ценностных отношений пропорциональна их значимости на данном конкретном этапе его развития. Психологическим ядром личностно значимой системы отношений является семья, она, безусловно, является главным фактором, определяющим логику развития ребенка первые 10-12 лет его жизни.

– Психолого-педагогические влияния, идущие не прямо на ребенка, а косвенно, через семью, успешнее прямых, директивных воспитательных влияний. Поэтому, образовательное учреждение, системно взаимодействующее с семьей, всегда более эффективно решает поставленные воспитательные задачи.

– Многие родители, имея свои собственные сложности социально-психологического плана, отличаются ненаправленностью на ребенка, индифферентным или даже открыто негуманным обращением с ним. Это обстоятельство диктует необходимость создания специальных, технологически отработанных механизмов помощи семье.

– В наши дни появился слой родителей, которые в высшей степени осознанно относятся к своим родительским функциям; это – грамотные и имеющие выраженную потребность расширять свою психолого-педагогическую компетентность родители – стремящиеся сотрудничать со специалистами-профессионалами. Это обстоятельство диктует необходимость иметь в штате образовательного учреждения не только «специалистов-предметников», непосредственно работающих с детьми, но и психологов, социальных педагогов, педагогов, которые бы отвечали высоким требованиям родителей в плане удовлетворения их общекультурных и психолого-педагогических запросов.

Все вышесказанное определяет важность целенаправленного воздействия на семью со стороны специалистов образовательных учреждений, необходимость рассматривать такую работу как неотъемлемую составную часть воспитательной работы с детьми. Определенные способы профессионального взаимодействия с семьей могут в некоторой степени изменить систему отношений в семье, гуманизировать отношения.

Специально проведенные исследования психологов, методистов, педагогов Дома творчества им. В. Дубинина были направлены на выявление социально-психологических особенностей современных родителей, родительских установок и стиля воспитательного взаимодействия в семье, изучались также ожидания родителей, связанные с учреждением дополнительного образования детей. Все это позволило выявить некоторые достаточно типические черты и, как следствие, сгруппировать родителей по набору доминирующих признаков в несколько групп. Данная исследовательско-аналитическая деятельность дала возможность выстраивать работу с родителями более дифференцированно, ориентироваться во взаимодействии с родителями на конкретные особенности выделенной группы.

На наш взгляд, сегодня без такого изучения невозможно выстроить систему работы с семьей. Она может быть одним из направлений работы социально-педагогической, психологической либо методической служб учреждения. Опыт показывает, что эффективно такая работа осуществляется тогда, когда в нее фактически вовлечен весь педагогический коллектив. В нашем учреждении, например, еще в 1999-2001 учебном году повышение эффективности взаимодействия с семьей было сформулировано приоритетной задачей года. Планирование, обсуждение хода и результатов решения этой задачи нашли свое отражение во всех направлениях деятельности учреждения: от больших и малых педагогических советов и методологических семинаров до праздников, выставок, творческих отчетов детей и педагогов.

В рамках решения этой задачи, наряду с широким использованием в Доме творчества общеизвестных форм работы с родителями (родительские советы, собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, семейные праздники и др.), в течение последующих пяти лет активизировался интерес педагогов к творческому поиску новых перспективных форм взаимодействия. Главным принципом в оценке степени эффективности разрабатываемых форм здесь стала ориентация их на реальные, динамически преобразуемые потребности конкретных семей, шире – типов семей. Технологии социального партнерства обрели здесь более высокую степень адресности.

Важным направлением деятельности по изучению и формированию социального заказа со стороны родителей является информационное направление, поиск и эффективное использование новых ресурсов предоставления родителям психолого-педагогической информации о детях, особенностях их социального, личностного и познавательно-творческого развития.

Поэтому необходимо создавать и апробировать образовательные программы, в процессе реализации которых родители непосредственно включены в коммуникативно-образовательный процесс. В учреждениях дополнительного образования априори существуют для этого возможности. В школах необходимо расширять сферу дополнительного образования и досуговые формы организации жизнедеятельности детей и подростков. Активную, все более возрастающую роль должны играть родители в жизни детских творческих коллективов, особенно в тех из них, формой организации которых является клуб. Клубная форма благоприятствует наработке технологий взаимодействия с родителями обучающихся.

У нас, например, большое внимание в течение ряда последних лет уделяется разработке технологий организации семейного досуга. Мы убедились, что опытно-поисковая работа в этом направлении обеспечивает создание благоприятных психолого-педагогических условий для организации совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует детско-родительские отношения и, более того, укрепляет «триадную» систему межличностного взаимодействия «педагог – родители – ребенок».

Анализируя накопленный опыт, мы пришли к выводу, что ключевым фактором, определяющим качество межличностного взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, является формирование исследовательской позиции у педагогов. В результате нами была разработана соответствующая психолого-педагогическая модель, освоение которой и дает ключ к технологически выверенному наращиванию профессионализма в сфере выстраивания сотруднических взаимоотношений с семьями обучающихся.

Основным методом изучения родителей является включенное наблюдение. Психологами Дома творчества был разработан алгоритм наблюдения, стандартизированные бланки, с помощью которых фиксировались значимые признаки поведения. На теоретических семинарах и в процессе индивидуального консультирования педагоги в основном успешно освоили этот метод. Таким образом, в распоряжении педагогического коллектива появился уникальный массив информации, которая позволила охарактеризовать типические особенности реального пространства межличностного взаимодействия различных родителей с педагогами Дома творчества.

Следующим методом изучения родителей явились опросы, которые методическая служба Дома творчества осуществляет ежегодно. За формулировками, связанными в основном с осознанными потребностями и оценками родителей образовательной деятельности Дома творчества, можно увидеть некоторую важную информацию о степени личностной включенности родителей в воспитательный процесс. Обработка таких опросников психологами Дома творчества обеспечила требуемую теоретическую основательность для дифференциации групп родителей.

И, наконец, третьим методом эффективного изучения родителей являются психологические методики, с которыми работают только психологи.

Так, в октябре 2004 года нами было проведено обследование более ста семей по методике «Нарушения взаимоотношений в семье» Э.Г. Эйдемиллера. Выявилась следующая картина:

На оси «х» обозначены виды нарушений в семейных взаимоотношениях, которые Эйдемиллер выделяет как типичные для современного российского общества. На оси «у» обозначено в процентах количество семей, показавших наличие того или иного нарушения, где 100% – количество обследованных семей в нашем Доме творчества. Из графика видно, что преимущественными проблемами в семьях воспитанников являются проблема неуверенности родителей, а также гиперопека.

В результате отработки стратегии, которая способствовала бы оптимизации и повышению эффективности всей системы сотрудничества с семьями воспитанников, мы пришли к продуктивной идее дифференциации. В течение двух последних лет весь педагогический коллектив работал над изучением индивидуальных особенностей семей воспитанников и учился составлять на основе полученных данных типические портреты отдельных семей, которые принципиально отличаются, к примеру, по таким существенным характеристикам, как стиль взаимоотношений в семье, степень личностной направленности на ребенка, воспитательная компетентность и т.п. В результате совместной работы на итоговом педагогическом совете, посвященном проблеме качества работы с семьей, были сформулированы методические рекомендации по межличностному взаимодействию с различными типами семей.

Выполненный системный педагогический анализ показывает, какая именно группа родителей нуждается в усилении внимания на данном этапе нашего с ней взаимодействия. Так в свое время в нашем учреждении мы пришли к необходимости издания собственной газеты Дома творчества, причем сразу же стали выпускать специальные номера, направленные на ту или иную категорию родителей. Чуть позже начали выпускать карманную библиотеку для родителей – книжки-миниатюры по конкретным вопросам психологии ребенка, воспитания и деятельности детей. Практикуются также благодарственные письма родителям, традиционна для нас стала торжественная акция – прием у директора. Нашли свое место в системе работы – творческий отчет перед родителями, видеопросмотр и многое другое, все то, что имеет главным адресатом позицию родителей, особенно тех, которые сами не проявляют активности в контактах с педагогами.

Многие формы представляют собой оригинальные способы педагогического образования родителей, такие, например, как родительский клуб, видеожурнал «Родительские посиделки», либо – информационный стенд, информационный бюллетень, те же книги и газеты и др.

Различные формы работы сегодня направлены у нас на то, чтобы шире пропагандировать опыт родителей, активно сотрудничающих с образовательным учреждением. Для этого используются Клуб интересных встреч с родителями, конкурсные программы с участием родителей, мастерская для родителей и др.

Многие организационно-педагогические формы работы решают задачу сплочения семьи. Здесь мы фактически компенсируем недостаток позитивного межличностного взаимодействия в семье. Для этого были активно включены в работу такие формы, как, например, туристические походы с участием родителей, праздники, совместные занятия детей и родителей и другие достаточно крупные социально-педагогические проекты.

В заключение хочется подчеркнуть, что как бы мы не были настроены только на работу с детьми, как бы мы не хотели, чтобы родители самостоятельно выполняли свои воспитательные функции и были нам верными помощниками, реальность такова, какова она есть. И пока нам с неба не свалились идеальные родители, придется работать с самыми разными. Надеемся, что опыт нашего педагогического коллектива и наши скромные размышления помогут коллегам в поиске современных эффективных способов взаимодействия с семьей.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru