На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 июля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики – Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
доцент НГПУ;
главный редактор журнала «Большая перемена»

Наши реформы, чтобы быть жизненными,
должны черпать свою силу в русских национальных началах.
П.А. Столыпин

Ничего удивительного в том, что разговор о семейной теме в интерактивной журналистике мы начинаем великолепным высказыванием Петра Аркадьевича Столыпина – известного государственного деятеля начала ХХ века, потому что речь пойдет и о государственных программах и о семейных традициях.

Год семьи в России открыл нам целый ряд новых печатных и интерактивных изданий, множество интересных сайтов, на телевидении семейная тема приобрела своего зрителя, стала притягательной, яркой, проблемной…

Начнем с печальных, я бы даже сказала, трагических фактов:

Чудовищные цифры: 130 000 человек в России ежегодно лишаются родительских прав. Свыше 2 000 детей каждый год погибают от семейного насилия. Каждый год около 50 000 родителей выгоняют своих детей из дома. За последние пять лет количество безнадзорных детей в нашей стране увеличилось втрое. (Статья «Все начинается с семьи» – http://sibchildren.ru)

Что происходит в обществе? Почему цивилизация, стремительно развиваясь, выбрасывает ребенка из его привычной, комфортной, родной среды? И что такое цивилизация, если в ней так стремительно увеличивается количество безнадзорных детей?

Вероятно, эта проблема оказалась одной из ключевых в России, вопрос назрел и требует своего разрешения. И ответ на него – опека и попечительство. Здесь наиболее важным становится вопрос юридического статуса родителей и детей, который компетентно раскрывается в статье «Семейное право» Валентина Черныхаева, юриста «Вечернего Новосибирска» (2 декабря 2008 года). Ну что же, вчитаемся в некоторые строки (подчеркивания сделаны автором обзора):

На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей (в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения родителей от воспитания детей либо при отказе родителей взять своих детей из воспитательных или лечебных учреждений).

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Цель опеки – содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка. Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего. Другое дело – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.

Предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении своих прав и обязанностей. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.

Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под тлетворного влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

Уважение человеческого достоинства подопечного ребенка как его право Семейный кодекс выделяет особо. Делается это с целью помочь осиротевшему ребенку не почувствовать своей ущербности (http://www.vn.ru/02.12.2008/home/95789/).

Статья сделана не только юридически безупречно, но и акцентирует внимание на ключевых моментах опеки и попечительства, отчего трагедия ребенка уходит на второй план, остается надежда на счастливый исход событий. А для определенных семей – на исполнение желания…

И вот это исполнение желаний для новосибирских родителей (попечителей, опекунов) может стать реальностью, т.к. муниципальные программы позволяют их воплотить в жизнь.

Так, на сайте «Дети Сибири» (http://sibchildren.ru) можно найти целый ряд организаций, занимающихся досугом детей, а также общественных организаций, участвующих в семейных проектах. Здесь же находим проблемные статьи и обзоры, одну из которых (в купюрах) хочется предложить чуткому вниманию читателя (см. http://sibchildren.ru/articles/aboutall/article_76):

«Защита личных прав детей»:

До принятия Семейного Кодекса Российской Федерации права ребёнка, как личные, так и имущественные не были объектом исследования. В юридической литературе использовался термин «интересы ребёнка». Однако после принятия и вступления в силу СК РФ права ребенка предусмотрены главой 11 (права несовершеннолетних детей) и находятся в сфере пристального внимания специалистов в области семейного права.

…Действующее семейное законодательство относится к ребёнку как к лицу и потому закрепляет за ним право выражать своё мнение в отношении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Несовершеннолетний имеет право выражать своё мнение для того, чтобы довести до сведения родителей свою позицию по вопросу, обсуждаемому в семье. (А как же быть с родительским «яйца курицу учат» – вот где противоречие между народной традицией и законом – ред.)

…По общему правилу, если мнение ребёнка не учли, и решение было принято вопреки ему, то тем самым его право было нарушено. Восстановление этого права будет осуществляться способами, адекватными соответствующему случаю нарушения права. Так, если в нарушение правила  п. 4 ст. 59 СК РФ были изменены имя, фамилия ребёнка, достигшего возраста 10 лет без его согласия, то данное право будет защищено посредством пресечения действий, нарушающих его право. По требованию ребёнка или заинтересованных лиц ему будет возвращено прежнее имя и фамилия.

…Учитывая особое положение несовершеннолетних, закон возлагает на должностных лиц, организации, всех иных граждан обязанность по информированию органов опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребёнка, нарушению его права и законных интересов. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов выявленного несовершеннолетнего. Право на защиту является самостоятельным правом ребёнка, которое может быть нарушено, как и все остальные его права. Нарушение этого права может исходить от таких субъектов, которые сами были обязаны защищать права ребёнка. Защита в этом случае должна быть осуществлена путём пресечения действий, нарушающих права на защиту.

Сухие юридические факты. Нет оценок, индивидуального стиля, подчеркивания главной мысли… Да и автора тоже нет. Боюсь, что родитель не дочитает до конца, или, дочитав, отвесит ребенку оплеуху, от досады…

Полистав статьи сайта, можно найти и что-нибудь важное для недовольного отца, например: «Очевидно, что обретение и сохранение мужчиной статуса мужа и отца стало серьезной социальной проблемой, поскольку жизнь вне семьи (обеспечивая ее материальный достаток) означает и жизнь вне родительства. К сожалению, дети не могут понимать, что их отец уходит на рассвете и возвращается на закате потому, что очень их любит и хочет обеспечить им высокий уровень жизни, и истиной становится афоризм, что «по мере того как доходы отца растут, его вклад в воспитание детей обычно сокращается». Но никакие материальные блага не в состоянии компенсировать ребенку психологические проблемы, связанные с его отсутствием, а, в отличие от материнства, Российское законодательство не стимулирует ответственное отцовство.

Тем не менее, можно выделить три составляющих во взаимоотношениях между отцом и детьми, необходимых для гармоничного развития ребенка. Во-первых, отец – это, прежде всего, дисциплинирующая и, в хорошем смысле, «наказующая» инстанция, способствующая передаче и усвоению социальных норм, традиций, общественных устоев и правил. Боязнь наказания со стороны отца, с точки зрения социологов и психологов, заставляет ребенка подражать отцу, чтобы убедить себя, что он такой же сильный. Благодаря этому подражанию и происходит передача норм и ценностей из поколения в поколение. Во-вторых, отец – это образец мужских качеств. Сын подражает отцу потому, что так удобнее учиться мужскому поведению, точно так же, как дочь подражает матери. Кроме того, для дочери отец является носителем мужских качеств, на которые она будет ориентироваться в своей дальнейшей жизни.

И, наконец, в-третьих, место отца – не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец для ребенка – это посредник между миром семьи и обществом (внешним социальным миром). Он представляет общество в семье и семью в обществе, его обязанность – вывести ребенка в большой социальный мир из маленького мирка семьи» (http://sibchildren.ru/articles/teacher/article_142).

Этот материал уже интереснее, личностнее, хотя с «наказующей» инстанцией, способствующей передаче и усвоению социальных норм, традиций, общественных устоев и правил», можно поспорить, но ведь в этом и состоит личностная позиция, авторское начало?!

Какие бы сложные, трагические, юридические вопросы не поднимались в связи с темой семьи и детства, главный вопрос и главный ответ на него – мама. Материнская забота, руки матери, родной взгляд, слезы радости… От этого не отречься, этого не забыть. И тем приятнее завершать разговор посещением интересного сайта, с таким теплым названием «Сибмама»! Сколько трогательных детских фотографий! Сколько добрых, полезных советов!

Остановимся на одном, предновогоднем, мастер-классе «Новогодняя снежинка» в исполнении Анастасии Незбудей: «Мастерить такую снежинку нас с дочерью научили на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Не знаю, кому принадлежит идея, но она покорила меня своей простотой в изготовлении и «малобюджетностью». Вы можете сотворить такое чудо сами и вместе с детьми: малышам потребуется помощь родителей, а 5-6-летки вполне справятся и самостоятельно (под чутким руководством, разумеется)»… (Технология изготовления в фотографиях на сайте Sibmama).

Оставьте свои воспитательные беседы, родители! Сделайте снежинку с ребенком, и пусть Новый год будет легким, белым и пушистым, а семья – крепкой и веселой!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru