На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 24 февраля 2019
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения
Точка зрения

Нина Ильинична Грибенчук,
социальный педагог высшей квалификационной категории
МБОУ экономического лицея
Центрального района г. Новосибирска

Лариса Борисовна Пыстина,
методист высшей квалификационной категории
МБОУ экономического лицея
Центрального района г. Новосибирска

Отец как воспитатель: восстановление утраченного смысла

Современная практика семейного воспитания детей далека от радужного благополучия. Число неполных семей растет, проблема безнадзорности и социального сиротства всё ещё не теряет своей актуальности. Особую тревогу вызывает у педагогов-профессионалов тот факт, что сегодня в число трудных всё более часто попадают дети не только из асоциальных семей, но и из полных, внешне благополучных, тех, в которых родители имеют материальный достаток и являются респектабельными как в общественных взаимоотношениях, так и на производстве.

В многочисленных публикациях современных психологов и педагогов настойчиво говорится о необходимости активного участия отца в воспитании детей, о возможности решения очень многих детских проблем в соответствии с его личным примером. Сегодня все осознают, что роли отца и матери в семье разные. Попытаемся с позиций «разницы» выделить некоторые особенности роли отца в семье.

Отец-воспитатель своих детей реализует свою роль в семье, в которой изначально он является мужем своей жены. По словам специалиста в области этики семейных отношений Э. Коуэла: «Самое лучшее, что отец может сделать для своих детей, – это любить их мать».

Почему так важно, чтобы отец любил мать своих детей?

По мнению выдающихся философов и мыслителей, любовь лежит в основе законов жизни и мироздания. По отношению к жизни семьи любовь – это важнейший закон существования семьи. Этот закон основывается на внутреннем свободном решении любить в горе и в радости, в здоровье и болезни, в молодости, в зрелом возрасте и в старости. Если этот закон действует во взаимоотношениях мужа и жены, то семейная педагогика обретает именно ту силу, с которой не справится никакая другая сила. Любовь – это не только мотив для заключения брака, не только чувство, прекрасное и созидающее, но и внутреннее решение, добровольно взятое обязательство и большая ответственность (т.е. за невыполнение этого, как и любого другого жизненного обязательства, приходится отвечать и очень дорого платить).

В Библии, которая является неиссякаемой сокровищницей жизненной мудрости, доминанта личной ответственности за длительное хранение любви в семье признается именно за мужчиной: муж должен любить свою жену, т.е. бережно относиться к ней, заботиться о ней и защищать её. А жена должна уважать своего мужа и быть во всем ему верной помощницей (хочется особо подчеркнуть: не муж – помощник, а жена – помощница). Такое гармоничное распределение жизненных требований при взаимных уважительных отношениях представляется наиболее верным. Сегодня мужчины действительно очень нуждаются в проявлении к ним уважения. Бессмысленно ожидать от мальчика взросления, мужества, достоинства, если он растет в семье, где мать не уважает, а нередко и унижает его отца, делая из него, как говорят, «подкаблучника». Жена таким образом наносит огромный моральный вред своим детям. Фактический результат – утрата авторитета отца. Ведь в наше время можно услышать от ребенка: «Я хочу быть таким же сильным и мужественным, как ты, мама». К такому результату приводит замена ролевых позиций родителей в восприятии детей.

Есть одна типичная причина дисгармоничной замены ролевых воспитательных позиций родителей – изначальная безответственность отцов. Отцы, не утруждающие себя ответственностью, чаще всего не принимают деятельностного участия в воспитании детей и, как следствие, не имеют должного признания у своих наследников. В вопросах воспитания это очень опасно. Как часто мы, педагоги, сталкиваемся с типичной ситуацией, когда отец пытается справиться с безответственным поведением своего сына или дочери, но его слова и усилия не приносят результата, так как он не является авторитетом в глазах своих детей. Он сам посеял безответственность в душе своего ребёнка. Конечно, дети могут не понимать всех тонкостей межличностных взаимоотношений родителей. Но подсознательно, часто не осознавая этого, они из равнодушного и потребительского отношения отца к матери выносят урок вопиюще безответственного отношения к важному решению, которое было однажды принято, – решению создать крепкую семью, одну на всю жизнь.

Умение брать ответственность поднимает авторитет мужчины, дает ему необходимый ресурс воспитательного влияния. Этот закон довольно часто действует в семье. Опыт ответственности в любви, как основе семьи, порождает мужество, силу духа, мудрость и авторитет. А все эти качества, в их совокупности, и составляют смысловое поле понятия «отец». Межличностные взаимоотношения в этом поле дают детям ощущение защищенности, чувство особой надежности, опоры в жизни.

…Вспоминается такой пример. Среди горных туристов был десятилетний мальчик, который сорвался в расщелину. Ему сбросили канат с петлей и попросили, чтобы он не боялся надеть эту петлю для подъема наверх. Мальчик сказал: «Только пусть канат держит мой отец». Его отец отнюдь не был самым крупным и физически сильным мужчиной в группе. Но только ему мальчик мог доверить свою жизнь, словно понимая, что только у отца есть та сила, которая удержит его, спасет во что бы то ни стало.

Отрицательное воздействие на формирование образа идеального мужчины у подрастающего поколения оказали средства массовой информации: на экранах телевизоров в последнее время мы ежедневно видим образ антигероя, его буквально навязывают зрителям: это либо рефлексирующий неудачник, либо обаятельный бандит, либо гламурный негодяй, либо play boy. Это оказывает негативное влияние на формирование нравственных ориентиров детей, их будущую реализацию в семье. Пришло время реабилитировать образ ОТЦА как в искусстве, так и в жизни!

Отцовство – это духовная категория, это состояние сердца, принимающего детей. В старые времена о добром отце семейства говорили: «У него щедрое сердце» или «У него большое сердце». Женщины всегда проводили больше времени с детьми, однако именно к отцу, который сумел стать опорой в домостроительстве, шли дети за советом. Вспомним пронзительные художественные фильмы «Родная кровь», «Дети Дон-Кихота», «Евдокия», «Белые росы» и др. Авторы указанных фильмов повествуют об историях семей, в которых отец был ГЛАВОЙ, наставником, достойным примером для подражания, говоря языком современной психологии, в которых детей ПРИНИМАЛИ, а это очень важно, ведь личностная отверженность – серьёзнейшая проблема нашего времени. Известно, что дети, которые были отвергнуты, брошены своими отцами, в свою очередь отвергали или отвергают своих детей (хотя есть и счастливые исключения, являющие, так сказать, примером «от противного»). Примеры убеждают сегодня в том, что от отцовской отверженности страдают дети, которые растут в семьях, где отцы присутствуют номинально. Закономерным ответом на это воспитательное поведение отцов часто становится детская жестокость, подростковое бунтарство, юношеский эгоизм и, в своих крайних проявлениях, деспотизм или инфантилизм повзрослевших детей.

Современные мужчины проявляют свой успех во многих областях: в качестве президентов банков и компаний, артистов на театральных сценах, блестящих адвокатов и политиков, в процессе игры в преферанс и бильярд и т. д. Но, по большому счету, для ребенка нет разницы – трудоголик его отец или алкоголик, – если и тот и другой как воспитатель не уделяет ему времени.

…Маленький сын говорит отцу: «Побудь со мной, папа, пойдем погуляем, поедем на рыбалку, приходи ко мне на футбол».

– Нет времени, сынок, – дела, бизнес, работа…

Проходят годы. Пожилой отец звонит сыну: «Побудь со мной, сынок, пойдем погуляем, поедем на рыбалку, давай поговорим».

– Нет времени, отец, – дела, бизнес, работа…

Конечно, профессиональные успехи мужчин вызывают уважение, усталость – сочувствие, дефицит времени – понимание. И все-таки отцам хочется сказать: «Как можно скорее найдите время для семьи и детей, т.к. если вы не найдете его сами, вас заставит сделать это жизнь, точнее те трудные, а порой категорические обстоятельства, в которые могут попасть ваши дети». Если мужчина терпит провал в должности отца, никакой социально-профессиональный успех не сможет встать на место его успеха в области отцовства.

Совмещать работу и отцовство трудно. Но одно из древних мудрых наставлений гласит: мужчина – это тот, кто делает то, что правильно, а не то, что легко. Известно, что легче гастролировать или «гореть» на производстве, чем ежедневно, кропотливо и терпеливо воспитывать детей, кроме того – легче воспитывать чужих детей, чем своих. А вообще-то, легких путей в воспитании много, а трудный и наиболее правильный – один. Чтобы идти этим путем, мужчине нужно, как минимум, помнить следующие три духовно-нравственные заповеди, которые, как мы уверены, помогут ему осуществить свою истинную миссию по сохранению как семьи, так и нации, и государства в целом:

1. Нужно суметь «взять и нести» ответственность за семью. Под эту ответственность (или в обмен на эту ответственность) мужчине дается свыше огромная духовная сила, мудрость и авторитет. Обладая этой силой, мужчина сможет много трудиться и состояться как в роли отца, так и в деловой социально-профессиональной сфере.

2. Дети – это не обуза и бремя, а высочайшая награда, которая тоже дается свыше. Трудными и безответственными детей делают черствое сердце, необоснованное раздражение, равнодушие со стороны родителей и, как следствие, безнадзорность. Если мужчина понимает, что быть отцом почетно, если его любовь к жене и детям основана не на моральном потребительстве, а на духовно-нравственной силе, жизненной мудрости и щедрости сердца, – у него есть немало шансов воспитать своих детей хорошими, достойными и успешными людьми, у которых, в свою очередь, также будут крепкие семьи, а не «случайные семейства».

3. Отцы должны всегда помнить, что дети имеют ПРАВО НА ОШИБКИ. Также дети имеют ПРАВО НА ВАШУ ЛЮБОВЬ, потому что этого требует закон справедливости. Любовь – это единственное начинание, в котором чем больше тратишь, тем больше получаешь. Каждый день ребенок должен получить предназначенную ему порцию бескорыстной любви: посредством ободряющих слов, родительских объятий, подарков, оказания помощи, проявления внимания, с помощью мечты и труда и, прежде всего, труда души.

Какова же должна быть функция школы? Школа, на наш взгляд, может посредством традиционных форм воспитательной работы с детьми (правила повседневного общения, классные часы, беседы, лекции, встречи, диспуты, игры и другие мероприятия) внести свой вклад в решение проблемы восстановления в какой-то степени утраченного в наши дни понимания истинного предназначения отца, матери, семьи. Следовательно, учителям и классным руководителям надо постараться научить детей следующим простым, но очень важным истинам:

– как нужно мальчикам относиться к девочкам (БЕРЕЖНО! Просто потому, что они девочки.);

– как нужно девочкам относиться к мальчикам (УВАЖИТЕЛЬНО! Просто потому, что они мальчики.);

– как нужно относиться к матери и отцу (С БЕСКОНЕЧНЫМ УВАЖЕНИЕМ! Просто потому, что они родители.).

Не формальное, а подлинное осознание этих основных духовных законов жизненного бытия поможет нашим сыновьям благополучно реализовать себя в жизни, в том числе в одной из самых почетных ролей – роли ОТЦА.

© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru