|
Ведущая рубрики –
Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО
|
Уважаемые коллеги! Читатели электронной газеты!
В этом выпуске газеты рубрика «Информатизация образования» посвящена актуальной теме: «Применение современных интерактивных аудиовизуальных средств в начальном образовании».
Число новых технических средств обучения, например, интерактивных досок, постоянно увеличивается и всё чаще из уст учителей начальных классов звучат вопросы: «А есть ли методика применения этих устройств в образовательном процессе? Пишет ли об этом кто-нибудь, кроме представителей фирм-производителей и поставщиков данного оборудования на российский рынок? Где можно научиться работать на «умной доске»?».
Попробуем кратко осветить эти вопросы. Итак, методика – это ответ на один из классических вопросов дидактики: «Как учить?». Как учить с использованием интерактивной доски может рассказать педагог, который знает ответ на этот вопрос с акцентом на втором слове, и освоил особенности использования данного технического средства. Таких специалистов, к сожалению, не так много.
В большинстве публикаций, которые внимательный читатель найдёт на соответствующих тематических сайтах (например, polymedia.ru) и в журналах (например, «Информатика и образование»), акцентируется слово «как». То есть наиболее полно сегодня раскрыты технологические возможности доски, показаны способы встраивания этого средства в традиционный образовательный процесс.
Разработка частных методик педагогически целесообразного, то есть в соответствии с педагогической целью, применения этого устройства, на наш взгляд, является задачей методистов – специалистов в обучении конкретным учебным предметам. Учителям информатики и предметникам эта задача не под силу, поскольку требует не только практического опыта, но и специальных знаний.
Работа по созданию частных методик уже ведётся учёными Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Там же можно освоить приёмы использования возможностей интерактивной доски в преподавании конкретных учебных предметов (большинство кафедр НИПКиПРО включили эту тематику в курсы повышения квалификации на 2008/09 учебный год).
Следует отметить, что обучение взрослых – это профессия, и заниматься ею должны профессионалы, а не школьные учителя, освоившие некоторые элементы работы с интерактивным устройством. Задача учителя – грамотно, на современном технологическом уровне учить детей. Если учитель опережает своих коллег в освоении новых технологий, то его опыт следует обобщать и распространять, прежде всего, для осмысления сделанного самим учителем и в качестве стимула для других педагогов.
Исходя из этих размышлений, в данном выпуске газеты приведены конспекты уроков, разработанных учителями гимназии № 10 г. Новосибирска – экспериментальной площадки научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО – с краткими комментариями. Авторов уроков – О.Н. Коробову, Е.В. Карпову и М.А. Когтеву – объединяет то, что все они являются учителями-исследователями НМЦ и провели представленные уроки в первых классах гимназии.
В дальнейшем планируется продолжить публикацию наиболее интересных уроков и внеурочных занятий, на которых применялось интерактивное оборудование, в том числе планшеты, ноутбуки, пульты для голосования и др. Надеемся, что представленные материалы заинтересуют Вас, уважаемый читатель, и следующий современный урок в классе, а затем и на страницах газеты «Интерактивное образование» будет Вашим!
|