Уважаемые читатели!
Завершился 2006 год – первый год практической реализации приоритетного национального проекта «Образование». Его итоги как на федеральном, так и на региональном уровне были подведены в начале года: определены школы и учителя, наиболее успешно реализующие инновационные проекты, названы суммы повышения зарплат и доплат за классное руководство, озвучены отчеты о подключении школ к Интернету. В целом, реализация национального проекта в области образования оценивается позитивно: первый вице-премьер Дмитрий Медведев считает данный проект одним из наиболее успешных, а по словам министра образования Андрея Фурсенко, «национальный проект стал «свежим ветром» для школ и вузов России, встряхнул педагогическое сообщество и заставил пересмотреть отношение к текущему образовательному процессу». Мы тоже, вслед за руководителями системы образования, решили обсудить итоги национального проекта в Новосибирске в 2006 году.
Как были реализованы в нашем городе его основные направления? Оправдались ли ожидания, связанные с его появлением? Чего удалось достичь? С какими проблемами столкнулись педагоги и представители власти при его выполнении? Какие они – лучшие школы и лучшие учителя Новосибирска? На эти и другие вопросы, связанные с реализацией национального проекта «Образование», мы попытались ответить на страницах девятого номера нашей газеты.
В рубрике «По официальным данным» – отчет специалистов Главного управления образования мэрии и членов экспертного совета по основным направлениям реализации национального проекта «Образование» в 2006 году. В представленных материалах содержится информация об итогах конкурсов инновационных школ и лучших учителей, о подключении школ к Интернету, выплате дополнительного вознаграждения за классное руководство и многом другом.
Какие условия необходимы, чтобы национальный проект был эффективен? Каков смысл участия образовательных учреждений и педагогов в конкурсах проекта? Каковы потенциальные риски участия в таких мероприятиях? Этим темам посвящены статьи ректора НИПКиПРО Василия Яковлевича Синенко и директора Областного центра консультирования и диагностики Татьяны Леонидовны Чепель в рубрике «Мнение ученого».
Особого внимания заслуживают рубрики «Лучшие школы. Опыт победы» и «Лучшие учителя. Опыт победы». В них вы можете познакомиться с победителями конкурсов инновационных школ и лучших учителей нашего города, узнать об их программах и проектах, направлениях и результатах работы.
Много интересных материалов представлено в рубрике «Точка зрения». В статье заместителя директора по научно-методической работе Городского центра развития образования Натальи Владимировны Федоровой – рассказ о процедуре проведения конкурса инновационных школ 2007 года: порядок и критерии отбора, требования к оформлению и содержанию документов, анализ конкурсных работ прошлого года. О важной роли учителя в процессе преобразования современной школы читайте в статье начальника научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО Юрия Григорьевича Молокова «Учитель. Национальный проект «Образование». Две другие статьи рубрики, авторами которых являются победители конкурсов национального проекта – директор школы № 136 Галина Ильинична Соломеева и учитель начальных классов школы №90 Елена Юрьевна Садковская, посвящены осмыслению опыта участия в конкурсе, анализу его критериев и процедуры проведения.
В рубрике «Актуальное интервью» – откровенный и содержательный разговор об участии в конкурсе инновационных школ, освоении выигранного миллиона и предстоящих реформах в системе образования с Ириной Михайловной Михно, директором Второй Новосибирской Гимназии – образовательного учреждения, которое возглавило рейтинг лучших школ Новосибирской области.
О том, как представить в аналитической справке один из критериев конкурсного отбора – использование современных образовательных технологий, вы можете узнать из статьи ведущего научного сотрудника научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО Анны Викторовны Молоковой, постоянной ведущей рубрики «Информатизация образования». Также в рубрике опубликованы статьи учителей начальных классов – победителей конкурса на получение премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование», в которых представлен опыт успешного применения информационных технологий в воспитательной работе, а также при адаптации первоклассников к учебной деятельности.
В постоянной рубрике «Обзор педагогической прессы» – наиболее интересные материалы педагогической периодики на актуальные темы нашего выпуска: отношение педагогической общественности к национальному проекту «Образование», оценка его успешности и подведение итогов реализации в 2006 году.
Темы статей наших традиционных рубрик «Музейный компас» и «Школа здоровья» только на первый взгляд не связаны с реализацией национального проекта. Например, все материалы «Музейного компаса» – о подведении итогов смотра-конкурса музеев образовательных учреждений; о воспитании основ музейной культуры у детей дошкольного возраста; о видах, направлениях и методах работы Народного Музея Боевой Славы имени 22-ой Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии школы № 48 – посвящены повышению уровня воспитательной работы – одному из направлений приоритетного национального проекта «Образование». В свою очередь, в рубрике «Школа здоровья» – материалы об инновационной деятельности специалистов Городского центра образования и здоровья «Магистр»: развитие программ по предоставлению психолого-социальной помощи ВИЧ-инфицированным детям и результаты работы городской психолого-медико-педагогической консультации для детей и подростков с особенностями в развитии.
Мы надеемся, уважаемые читатели, что материалы, опубликованные в этом номере, вызовут интерес и окажутся полезными, в том числе и для образовательных учреждений и педагогов, которые решили принять участие в конкурсах 2007 года. Напоминаем, что электронный адрес, по которому мы ждем ваших отзывов, предложений и интересных статей, остался прежним: io@nios.ru.
В заключение хочется поздравить всех победителей конкурсов прошлого года, а новым участникам от всей души пожелать инновационных идей, уверенности в своих силах, терпения и удачи. И пусть победят самые достойные!
|