Выпуск №16, апрель 2008 Тема номера: «Организация деятельности школьных средств массовой информации» |
|
|
01 |
|
02 |
|
03 |
|
04 |
|
05 |
|
06 |
|
07 |
|
08 |
|
09 |
|
10 |
new |
11 |
|
Архив выпусков |
|
|
|
Главная / Музейный компас | | Музейный компас | |
|
Ведущая рубрики – Елена Валерьевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО
|
Потенциал взаимодействия и взаимопроникновения информационного и музейно-выставочного пространств образовательного учреждения
Прежде чем рассматривать проблему взаимодействия этих двух составляющих, считаем необходимым пояснить, что иметься в виду под понятиями музейно-выставочное и образовательное пространства.
Музейное пространство образовательного учреждения – это совокупность всех музейных средств, методов и форм работы с коллективом учащихся, педагогическим коллективом, родительской общественностью: музей и его фонды, музейные выставки, вся культурно-образовательная деятельность музея в школе (классные часы, лектории, беседы и пр.), поисково-собирательская и научно-исследовательская деятельность в условиях музея.
Информационное пространство образовательного учреждения – это совокупность всех его информационных ресурсов. Цель этого информационного пространства, как и всех информационных ресурсов: СМИ, интернет-технологий – сбор информации, анализ её, донесение этой информации либо аналитических выводов до определённой группы населения. Говоря отдельно о таком явлении как информационное пространство образовательного учреждения, нужно отметить, что задача школьных СМИ – наиболее максимально осветить для аудитории все стороны жизни. Но для начала необходимо, чтобы у школьного СМИ была аудитория и для того, чтобы эта аудитория появилась, чтобы информация дошла слушателей, зрителей, необходимо чтобы это СМИ читали, смотрели, изучали. Иначе само существование СМИ теряет смысл. Большое значение в этом отношении имеет разнообразие способов подачи материалов, многообразие проблематики и тем, новизна материала. Безусловно, очень важно, особенно, что касается школьных СМИ, чтобы авторами являлись дети. Так как в силу психолого-педагогических возрастных особенностей сверстникам интересней читать то, что пишут их сверстники. Но с другой стороны, нужно помнить, что в каждой школе есть педагоги, пользующиеся безусловным авторитетом среди школьников и их участие в СМИ – это еще одна из составляющих успешности такового.
К сожалению, в формировании и развитии информационного пространства практически не задействован или задействован недостаточно как потенциал музея образовательного учреждения, который по сути является центром музееведческих, музейно-педагогических исследований образовательного учреждения, так и музеев г. Новосибирска. Хотя при профессиональном и грамотном подходе потенциал практически неограничен. Именно при взаимодействии с музейным пространством могут реализоваться необходимые составляющие для успешности информационного пространства, для успешности школьных СМИ.
В музее неограниченное количество новых тем, проблем, нуждающихся в освещении, интересных и нужных для читателя либо зрителя. Это и итог и публикация исследовательской работы ученика (или педагога, или представителя общественности), проведенной в архивах музея, вид публикации музейных коллекций и предметов, публикация о музейной жизни и событиях.
Именно при взаимодействии с музейным пространством применимы и уместны и все способы подачи материалов: печатный, электронный, видеоряд; и практически все формы публикаций:
– статья (публицистическая, научно-исследовательская, из опыта работы и т.д.);
– очерк об истории какого-либо экспоната, либо очерк о личности, вошедшей в историю образовательного учреждения (или как участник музейной деятельности, или как участник истории развития образовательного учреждения, очерк о посещение какого-либо музея города или области и т.д.);
– интервью (члена Совета музея, ветерана педагогического труда или Великой Отечественной войны, члена актива музея и т.д.);
– репортаж с места событий;
– музейная фотовыставка;
– заочная экскурсия;
– заметка (из музейной жизни и пр.).
В заключение хочется обратить внимание и на то, что работы молодых журналистов в условиях музея автоматически предполагают решение и ещё одной задачи – латентное, скрытое патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие чувства патриотизма и к школе, и к своей малой Родине, и к Отечеству. Что в свою очередь является инновационной формой реализации Государственной программы воспитания граждан РФ. Причём в данном случае субъектами процесса воспитания являются как сами журналисты (в процессе подготовки материала), так и читатели, зрители, то есть все категории населения, являющиеся аудиторией средства массовой информации образовательного учреждения.
| | | | Некоторые вопросы организации деятельности музеев образовательных учреждений Новосибирска
Автор: Наталья Николаевна Букарева
Школьный музей – это особое учреждение, которое влияет на многие аспекты деятельности школы и позволяет осуществлять комплексный подход к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Современные задачи такого подхода требуют создания целостной системы «музей – школа», которая должна включать деятельность музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
[Читать полностью...]
| | | | Профессиональный патриотизм российского учительства как необходимое условие эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Автор: Елена Валерьевна Тараненко
Каждый человек является членом какой-либо общности людей: нации, социального слоя, коллектива по интересам, производственного коллектива. Каждая общность имеет свои характерные черты, а её члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. Черты профессионализма российского учительства не упали с неба. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. [Читать полностью...]
| | | | Возможности и роль издательской деятельности в рамках работы школьного музея в объективном представлении исторических событий
Автор: Ксения Александровна Шипулина
Важным средством в продвижении идей нашего школьного музея стала издательская деятельность. С 2002 года в школе издается газета, материалы для которой пишут наши учащиеся. На страницах школьной газеты всегда находилось место для информации о делах музея. Но со временем, активу школьного музея этого оказалось недостаточно, и в свет вышла собственная газета школьного музея – «Исследователь». [Читать полностью...]
| | | | Музей истории Кировского района
Автор: Ольга Александровна Великанова
«История – это не только «дела давно минувших дней». Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее». Эти слова, начертанные у дверей музея истории Кировского района, являются и его творческим кредо. Созданный на базе городской экспериментальной площадки МОУ СОШ № 134 по направлению «Школа гражданского становления и социального партнерства» музей разительно отличается от других школьных музеев. [Читать полностью...]
| | | | Бывает такое чувство…86-е…
Автор: Ирина Анатольевна Заздравных
У кого, скажите, если не у журналиста, должна быть активная жизненная позиция? Ведь нужно всегда быть в курсе всего. А когда ты сам в гуще, тогда хочется не только информировать, но и участвовать. Получилось, что создавался школьный пресс-центр как центр информации и оповещения, а со временем превратился в прочное звено системы школьного самоуправления, вторую власть школьного государства. [Читать полностью...]
| | | |
|