На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Музейный компас
Ведущая рубрики – Елена Валерьевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы
Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

Потенциал взаимодействия и взаимопроникновения информационного и музейно-выставочного пространств образовательного учреждения

     Прежде чем рассматривать проблему взаимодействия этих двух составляющих, считаем необходимым пояснить, что иметься в виду под понятиями музейно-выставочное и образовательное пространства.

     Музейное пространство образовательного учреждения – это совокупность всех музейных средств, методов и форм работы с коллективом учащихся, педагогическим коллективом, родительской общественностью: музей и его фонды, музейные выставки, вся культурно-образовательная деятельность музея в школе (классные часы, лектории, беседы и пр.), поисково-собирательская и научно-исследовательская деятельность в условиях музея.

     Информационное пространство образовательного учреждения – это совокупность всех его информационных ресурсов. Цель этого информационного пространства, как и всех информационных ресурсов: СМИ, интернет-технологий – сбор информации, анализ её, донесение этой информации либо аналитических выводов до определённой группы населения. Говоря отдельно о таком явлении как информационное пространство образовательного учреждения, нужно отметить, что задача школьных СМИ – наиболее максимально осветить для аудитории все стороны жизни. Но для начала необходимо, чтобы у школьного СМИ была аудитория и для того, чтобы эта аудитория появилась, чтобы информация дошла слушателей, зрителей, необходимо чтобы это СМИ читали, смотрели, изучали. Иначе само существование СМИ теряет смысл. Большое значение в этом отношении имеет разнообразие способов подачи материалов, многообразие проблематики и тем, новизна материала. Безусловно, очень важно, особенно, что касается школьных СМИ, чтобы авторами являлись дети. Так как в силу психолого-педагогических возрастных особенностей сверстникам интересней читать то, что пишут их сверстники. Но с другой стороны, нужно помнить, что в каждой школе есть педагоги, пользующиеся безусловным авторитетом среди школьников и их участие в СМИ – это еще одна из составляющих успешности такового.

     К сожалению, в формировании и развитии информационного пространства практически не задействован или задействован недостаточно как потенциал музея образовательного учреждения, который по сути является центром музееведческих, музейно-педагогических исследований образовательного учреждения, так и музеев г. Новосибирска. Хотя при профессиональном и грамотном подходе потенциал практически неограничен. Именно при взаимодействии с музейным пространством могут реализоваться необходимые составляющие для успешности информационного пространства, для успешности школьных СМИ.

     В музее неограниченное количество новых тем, проблем, нуждающихся в освещении, интересных и нужных для читателя либо зрителя. Это и итог и публикация исследовательской работы ученика (или педагога, или представителя общественности), проведенной в архивах музея, вид публикации музейных коллекций и предметов, публикация о музейной жизни и событиях.

     Именно при взаимодействии с музейным пространством применимы и уместны и все способы подачи материалов: печатный, электронный, видеоряд; и практически все формы публикаций:
     – статья (публицистическая, научно-исследовательская, из опыта работы и т.д.);
     – очерк об истории какого-либо экспоната, либо очерк о личности, вошедшей в историю образовательного учреждения (или как участник музейной деятельности, или как участник истории развития образовательного учреждения, очерк о посещение какого-либо музея города или области и т.д.);
     – интервью (члена Совета музея, ветерана педагогического труда или Великой Отечественной войны, члена актива музея и т.д.);
     – репортаж с места событий;
     – музейная фотовыставка;
     – заочная экскурсия;
     – заметка (из музейной жизни и пр.).

     В заключение хочется обратить внимание и на то, что работы молодых журналистов в условиях музея автоматически предполагают решение и ещё одной задачи – латентное, скрытое патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие чувства патриотизма и к школе, и к своей малой Родине, и к Отечеству. Что в свою очередь является инновационной формой реализации Государственной программы воспитания граждан РФ. Причём в данном случае субъектами процесса воспитания являются как сами журналисты (в процессе подготовки материала), так и читатели, зрители, то есть все категории населения, являющиеся аудиторией средства массовой информации образовательного учреждения.

Некоторые вопросы организации деятельности музеев образовательных учреждений Новосибирска

Автор: Наталья Николаевна Букарева

Школьный музей – это особое учреждение, которое влияет на многие аспекты деятельности школы и позволяет осуществлять комплексный подход к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Современные задачи такого подхода требуют создания целостной системы «музей – школа», которая должна включать деятельность музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [Читать полностью...]
Профессиональный патриотизм российского учительства как необходимое условие эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения

Автор: Елена Валерьевна Тараненко

Каждый человек является членом какой-либо общности людей: нации, социального слоя, коллектива по интересам, производственного коллектива. Каждая общность имеет свои характерные черты, а её члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. Черты профессионализма российского учительства не упали с неба. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. [Читать полностью...]
Возможности и роль издательской деятельности в рамках работы школьного музея в объективном представлении исторических событий

Автор: Ксения Александровна Шипулина

Важным средством в продвижении идей нашего школьного музея стала издательская деятельность. С 2002 года в школе издается газета, материалы для которой пишут наши учащиеся. На страницах школьной газеты всегда находилось место для информации о делах музея. Но со временем, активу школьного музея этого оказалось недостаточно, и в свет вышла собственная газета школьного музея – «Исследователь». [Читать полностью...]
Музей истории Кировского района

Автор: Ольга Александровна Великанова

«История – это не только «дела давно минувших дней». Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее». Эти слова, начертанные у дверей музея истории Кировского района, являются и его творческим кредо. Созданный на базе городской экспериментальной площадки МОУ СОШ № 134 по направлению «Школа гражданского становления и социального партнерства» музей разительно отличается от других школьных музеев. [Читать полностью...]
Бывает такое чувство…86-е…

Автор: Ирина Анатольевна Заздравных

У кого, скажите, если не у журналиста, должна быть активная жизненная позиция? Ведь нужно всегда быть в курсе всего. А когда ты сам в гуще, тогда хочется не только информировать, но и участвовать. Получилось, что создавался школьный пресс-центр как центр информации и оповещения, а со временем превратился в прочное звено системы школьного самоуправления, вторую власть школьного государства. [Читать полностью...]
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru